Из ооочень-очень стареньких хулиганств.
читать дальшеМедной Горы Хозяйка и Великий Полоз - близнецы. Родились в предначальную эпоху; принадлежат то ли к роду "старых людей", то ли к каменным богатырям, но, во всяком случае, были они полу-люди, полу-змеи (ср. первопредков типа Кадма: Греция, шумеры, Китай, Египет) и обладали властью над "земельным богатством". Было предназначено им (или только Хозяйке?) вступить в брак с человеком; ребенок, который должен был родиться в результате, должен был соединить земное и потустороннее, передать людям власть над земельным богатством. Однако Хозяйка прихода людей ждать не стала, а вместо этого соблазнила своего брата (при помощи Филина; место – вероятнее всего, Иткуль, пещера Айлыпа и Золотого Волоса; именно поэтому сила Полоза там не действует). В результате у Хозяйки рождаются дочери-змеевки = золото в агрессивном, разрушительном варианте, приобретающее власть над человеком и губящее его, не позволяя заглянуть в суть земельного богатства. Человеческие отношения, изначально чистые ("старые люди"), полностью искажаются, предначертанный союз и гармония невозможны – наоборот, разрыв усиливается. В наказание брат и сестра полностью становятся змеем и ящерицей, хотя и сохраняют способность принимать человеческий облик. Полоз виноват менее, поэтому его власть не ограничена территориально – но только над "проклятым" золотом. Полоз воздерживается от контактов с людьми, дочерям же контакты разрешены, но только асексуального типа, поскольку возможный брак с ними заведомо бесплоден ("Золотой волос", "Синюшкин колодец") и, в конечном счете, ведет к преждевременной смерти даже человека, наделенного социально одобряемыми чертами характера («Простой, терпеливый, удалой, счастливый»). Сексуальное поведение змеевок агрессивно и используется (в нормальной ситуации) только для наказания нарушителей этических норм, особенно связанных с добычей золота ("Змеиный след", "Голубая змейка", "Синюшкин колодец"); Золотой Волос – явная нарушительница, и ни к чему хорошему это нарушение не ведет, вместе с Алыпом она навеки уходит под землю, ничего в мире не изменяя. Филин остается врагом Полоза, однако подробности конфликта неизвестны.
Власть Хозяйки проявляется более разнообразно, но резко ограничена по территории – она явно "прикована" к району Полевского и (но уже периферийно) Сысертского заводов ("Травяная западенка") Имеется косвенное указание на то, что сексуальный контакт с братом продолжается: детский (т.е. наиболее архаический, но подвергнутый символической трансформации) сказ "Серебрянное копытце" (олень – трансформ Ящера=Полоза: отражено в детских играх; олень как символ мужского плодородия в уральской свадебной лирике; кошка – атрибут и, видимо, трансформ Хозяйки – см. "Кошачьи уши", "Сочневы камешки". Сложность: почему хризолиты? почему их создает все-таки козел? Последнее, видимо, результат переосмысления – например, при переложении на "детский толк"; первое – возможно, существует как версия базового мифа; с хризолитами вообще путаница).
Хозяйка пытается искупить свою вину и ищет сексуальной связи с достойными представителями мира людей – естественно, с мастерами или горняками (Степан, Данило). В конце концов она рождает ребенка от Степана, но, во-первых, брак состояться не может, поскольку в искаженном мире Хозяйка присутствует только в роли "тайной силы" и нарушает сложившуюся систему обязательств Степана («Другой обещался»). Во-вторых, искаженные человеческие отношения не позволяют и дочери Хозяйки и Степана, Танюшке-подменышу, найти свою "долю" в этом мире; то есть постоянный, нормализованный контакт миров по-прежнему невозможен; этому мешает все та же разрушительная сила золота. Таким образом, искупления не происходит. Такое объединение было возможно в прошлом, в архаическом мире "старых людей" (полный аналог гесиодовского "золотого века" и идущего ему на смену "железного"). Поэтому Танюшка уходит в это прошлое (движение от "Малахитовой шкатулки" к "Двум ящеркам"); видимо, именно она встречает Соликамского, живя среди "старых людей" – но уже в момент распада нормы, запуская новый цикл разделения миров.
Предотвратить уже совершенное преступление невозможно, но можно исправить его последствия: идеальный брак в прошлом оказывается незавершенным, но он состоится в будущем, причем на этот раз инициатива будет принадлежать людям, сознательно возродившим принципы "золотого века", но при этом обладающим и новым, пока тайным, а в будущем общедоступным знанием (мотив брака – "Дорогое имячко", локальная версия –"Старых гор подарение"; знание – "Орлиное перо",
"Дорогое имячко", "Далевое глядельце"). Человек, которому это доступно (Ленин), не только вступает в брак с представительницей "тайной силы", но и получает в награду знание, а так же ответственность перед обоими мирами за "земельное богатство" и его использование на благо всех людей. Воплощено это знание и ответственность в ребенке Азовки=Ключ-Камне (локальная версия - стакан с "каменными денежками"). "Тайная сила"соединится с человеческой, наступит новый - но уже вечный - Золотой век; оформят его дети – современники идеального брака сил ("Орлиное перо", "Круговой фонарь", "На том же месте", "Не та цапля", "Далевое глядельце", "Золотоцветень горы"); все будет не так, как сейчас, поэтому не старики станут учить детей, а эти дети покажут старикам, как жить по-новому ("Орлиное перо", "Далевое глядельце").
читать дальшеМедной Горы Хозяйка и Великий Полоз - близнецы. Родились в предначальную эпоху; принадлежат то ли к роду "старых людей", то ли к каменным богатырям, но, во всяком случае, были они полу-люди, полу-змеи (ср. первопредков типа Кадма: Греция, шумеры, Китай, Египет) и обладали властью над "земельным богатством". Было предназначено им (или только Хозяйке?) вступить в брак с человеком; ребенок, который должен был родиться в результате, должен был соединить земное и потустороннее, передать людям власть над земельным богатством. Однако Хозяйка прихода людей ждать не стала, а вместо этого соблазнила своего брата (при помощи Филина; место – вероятнее всего, Иткуль, пещера Айлыпа и Золотого Волоса; именно поэтому сила Полоза там не действует). В результате у Хозяйки рождаются дочери-змеевки = золото в агрессивном, разрушительном варианте, приобретающее власть над человеком и губящее его, не позволяя заглянуть в суть земельного богатства. Человеческие отношения, изначально чистые ("старые люди"), полностью искажаются, предначертанный союз и гармония невозможны – наоборот, разрыв усиливается. В наказание брат и сестра полностью становятся змеем и ящерицей, хотя и сохраняют способность принимать человеческий облик. Полоз виноват менее, поэтому его власть не ограничена территориально – но только над "проклятым" золотом. Полоз воздерживается от контактов с людьми, дочерям же контакты разрешены, но только асексуального типа, поскольку возможный брак с ними заведомо бесплоден ("Золотой волос", "Синюшкин колодец") и, в конечном счете, ведет к преждевременной смерти даже человека, наделенного социально одобряемыми чертами характера («Простой, терпеливый, удалой, счастливый»). Сексуальное поведение змеевок агрессивно и используется (в нормальной ситуации) только для наказания нарушителей этических норм, особенно связанных с добычей золота ("Змеиный след", "Голубая змейка", "Синюшкин колодец"); Золотой Волос – явная нарушительница, и ни к чему хорошему это нарушение не ведет, вместе с Алыпом она навеки уходит под землю, ничего в мире не изменяя. Филин остается врагом Полоза, однако подробности конфликта неизвестны.
Власть Хозяйки проявляется более разнообразно, но резко ограничена по территории – она явно "прикована" к району Полевского и (но уже периферийно) Сысертского заводов ("Травяная западенка") Имеется косвенное указание на то, что сексуальный контакт с братом продолжается: детский (т.е. наиболее архаический, но подвергнутый символической трансформации) сказ "Серебрянное копытце" (олень – трансформ Ящера=Полоза: отражено в детских играх; олень как символ мужского плодородия в уральской свадебной лирике; кошка – атрибут и, видимо, трансформ Хозяйки – см. "Кошачьи уши", "Сочневы камешки". Сложность: почему хризолиты? почему их создает все-таки козел? Последнее, видимо, результат переосмысления – например, при переложении на "детский толк"; первое – возможно, существует как версия базового мифа; с хризолитами вообще путаница).
Хозяйка пытается искупить свою вину и ищет сексуальной связи с достойными представителями мира людей – естественно, с мастерами или горняками (Степан, Данило). В конце концов она рождает ребенка от Степана, но, во-первых, брак состояться не может, поскольку в искаженном мире Хозяйка присутствует только в роли "тайной силы" и нарушает сложившуюся систему обязательств Степана («Другой обещался»). Во-вторых, искаженные человеческие отношения не позволяют и дочери Хозяйки и Степана, Танюшке-подменышу, найти свою "долю" в этом мире; то есть постоянный, нормализованный контакт миров по-прежнему невозможен; этому мешает все та же разрушительная сила золота. Таким образом, искупления не происходит. Такое объединение было возможно в прошлом, в архаическом мире "старых людей" (полный аналог гесиодовского "золотого века" и идущего ему на смену "железного"). Поэтому Танюшка уходит в это прошлое (движение от "Малахитовой шкатулки" к "Двум ящеркам"); видимо, именно она встречает Соликамского, живя среди "старых людей" – но уже в момент распада нормы, запуская новый цикл разделения миров.
Предотвратить уже совершенное преступление невозможно, но можно исправить его последствия: идеальный брак в прошлом оказывается незавершенным, но он состоится в будущем, причем на этот раз инициатива будет принадлежать людям, сознательно возродившим принципы "золотого века", но при этом обладающим и новым, пока тайным, а в будущем общедоступным знанием (мотив брака – "Дорогое имячко", локальная версия –"Старых гор подарение"; знание – "Орлиное перо",
"Дорогое имячко", "Далевое глядельце"). Человек, которому это доступно (Ленин), не только вступает в брак с представительницей "тайной силы", но и получает в награду знание, а так же ответственность перед обоими мирами за "земельное богатство" и его использование на благо всех людей. Воплощено это знание и ответственность в ребенке Азовки=Ключ-Камне (локальная версия - стакан с "каменными денежками"). "Тайная сила"соединится с человеческой, наступит новый - но уже вечный - Золотой век; оформят его дети – современники идеального брака сил ("Орлиное перо", "Круговой фонарь", "На том же месте", "Не та цапля", "Далевое глядельце", "Золотоцветень горы"); все будет не так, как сейчас, поэтому не старики станут учить детей, а эти дети покажут старикам, как жить по-новому ("Орлиное перо", "Далевое глядельце").
@темы: Подцензурная библиотека