воскресенье, 28 июля 2013
27.07.2013 в 22:47
Пишет
Hamajun:
Про ролевых "цыган""Цыгане неизбежны?" - спросил Ворон Дегтярский после "Королевы Марго". И я его понимаю. Мне самой жутко надоели "ай-нэ-нэ-цыгане", бряцающие монистами и гитарами и с охотой признающиеся в колдовстве первому встречному инквизу. У меня раз за разом возникает ощущение, что заявиться на игру цыганами - это способ так бюджетно потусить на игре: не надо знать эпоху, пофиг на местные завязки, не надо заморачиваться специально за костюм... Но дело в том, что реальность в который раз оказывается интереснее стереотипа.
Итак. пошли по пунктам.
0. История стереотипа.Привычный нам образ (!) цыган не является исторически абсолютным. Он запечталел андалузских цыган, которым, можно сказать, повезло в истории: они были избавлены от анти-цыганских законов, могли жить как живется, быть собой и при этом... на самом деле не сильно отличаться от тамошних городских маргиналов. Вот там да - ай-нэ-нэ, петь и плясать, по ручке гадать. Ну.. на самом деле еще куча ремесел, плюс добывать дичь в лесах, водить через перевалы (носить контребанду) и так далее, но все равно - на ай-нэ-нэ время остается. Этот образ был запущен в ноосферу Проспером Мериме в "Кармен", а "Кармен" была написана под впечатлением от пушкинских "Цыган" и, соответственно, цыган русских.
Русские цыгане - это отдельная история, потому как они показываются нам с "эстрадной", как они это сами называют, стороны. Так уж сложилось, что цыгане - это такой пикник с песнями-плясками экзотических туземцев. Спрос родил предложение. В результате в головах закрепился образ русских хоровых цыган в андалузском антураже с надрывом Эсмеральды. Это не цыгане, это - театр "под заказ", имеющий очень маленькое отношение к моделированию культуры. Хотите играть в театр - выезжайте бродячим театром.
В качестве отступления. Еще одним источником у нас надо признать фильм "Табор уходит в небо". Там не поспоришь, он снят этнографически верно, но не надо забывать, что это - цыганская сказка. И даже не сказка, а миф про двух трикстеров, восходящий к мифу про Дану и Солнце.читать дальшеЧто не так с нашим представлением о цыганах?
1. Наипервейшее - цыганские ценности.
Главной цыганской ценностью являются жизнь и благополучие. Поэтому цыгане всем силами будут пытаться избегать риска, усиления опасности. Ни один цыган не совершит преступления там, где можно обойтись без него, и не признается в преступлении, грозящем смертью, если есть возможность свести все к более легкому наказанию. Этот вопль души порожден легкостью, с которой игровые цыгане признаются в колдовстве, вместо того, чтобы всеми силами сводить вменяемое действие к мошенничеству. "Что вы, что вы, господин хороший, какое гадание? Я врала, что бог на душу положит, а карты так, для отвода глаз!" Пускай инквиз парится, доказывая, что это было колдовство.
Кстати, Гюго этот момент очень правильно изобразил.
Вторая ценность - деньги, богатство, состояние. Потому что они обеспечивают возможность выжить.
Третья - корпоративизм. Очень важно оставаться своим среди своих.
Любовь не является цыганской ценностью основного порядка. В цыганском языке нет слова "любовь". Есть "хочу вот именно его/ее, жить без него не могу". Поэтому о любви цыгане говорят не менее затейливо, чем, скажем, это сделали бы скандинавы: с огоромным количеством описательных околичностей. Они огораживают это понятие словами, так, что внутри может остаться только одно, ну вот это... оно самое. Но слова "любовь" и глазами так - ууу! у них нет.
2. Внешний вид.
Традиционные европейские цыгане, а мы как правило играем в Европу, не будут всем своим видом заявлять свою национальность, потому что в играемое нами время/место, это грозит бедами различного масштаба: начиная от порки и вырванных ноздрей и заканчивая смертью на месте. Они и сейчас-то в "цивильной обстановке" откроются только тому, в ком увидят "своего", а так - пришедшего по делам цыгана/цыганку почти не отличишь от обычного человека. Разве что по размеру и количеству украшений. ))) Толпы цыганок, бродящие по нашим улицам, так же как и мы - играют в цыган, потому что жертвы верят в "цыганский сглаз", "цыганский наговор" и "цыганское гадание".
Среднестатистический европейский цыган после XV века одет так же, как и местный житель, только существенно хуже - ибо обноски - и скорее всего в несколько слоев для тепла. Кстати, отсюда же происходит пестрота цыганского костюма - что бог послал, то и надел. У взрослых цыгана и цыганки будет всегда покрыта голова (впрочем, в те времена этим никого не удивишь). В XIV веке европейский цыган одет в византийский костюм. Слабо выехать на какое-нибудь Возрождение в тунике и столе? И впаривать всем, что вы египетские/палестинские князья, то ли выжитые со своих земель проклятыми мусульманами, то ли отправившиеся в паломничество за грехи? ))
Цыганские украшения - это не столько украшения, сколько ликвиды: у цыгана нет сейфа, нет банка, а деньги могут понадобиться немедленно.Поэтому все ценное цыгане носят на себе. Причем, обратите внимание, мониста на бабах по стоимости не идут ни в какое сравнение с перстнями, цепями и поясами, украшенными золотыми бляхами или монетами, которые носят на себе мужики. И кстати, мониста - украшение замужней женщины. У девушки на шее может висеть ОДНА монетка, в знак того, что она просватана и свадьба не за горами. Вот как жених выкуп соберет - так сразу. Одну монетку уже собрал, вон на шее висит.
Красный цвет. Цыгане не носят красного ежедневно. Это как зеленый у ирландцев: самый красивый цвет, но ... не человеческий. Это цвет чертовки Лало-Дай (Красной матери), антагониста Кабир-Дада (Вселенского отца). Этот цвет притягивает к себе опасности сверхъестественного порядка, а цыганам и обычных хватает (см. про основную ценность). Красный цвет надевают жених и невеста. Красный цвет - вызов миру и претензия на немеренную крутость. Вы готовы огрести по мере заявленной крутости? По картинам западных художников получается, что самый любимый и "богатый" цвет у цыган в то время - синий. Я бы сказала - египетский синий.
3. Цыганская воля.
Цыгане - кочевое племя и достаточно традиционное общество с кучей правил и запретов. С жесткой иерархией: младший подчиняется старшему, женщина - мужчине, дети - родителям (навсегда). Тот, кто главнее - обеспечивает выживание того, кто ниже в иерархии. На этом держится общество. Деньгу зарабатывают все, но голова в семье все равно отец. Барон, вернее - баро ("большой, старший"), - это не самый старший, а самый ... как бы это... наиболее способный обеспечить выживание: самый умный, самый удачливый, самый эффективный. В конце концов - самый авторитетный. Важные вопросы решаются коллективно, сходом мужиков, к баро идут, если есть конфликт, если вопрос сходом не решается. Не нравится решение этого схода/баро - ищи другого, откалывайся, иди своим путем. Свобода со всеми вытекающими последствиями.
4. Цыганские способы зарабатывать.
Можно было бы сказать - цыганские ремесла.
То, что стереотипно делается у нас на играх: песни-пляски-погадать. Знаете, что забавно? Это женские способы заработка. Все видели цыганок, мало кто видел цыганов, потому что они брались за менее декоративную работу: кузнечество, шорное дело, плели корзины, делали всякую мелочь (рамки, шкатулки, прищепки, метлы и веники). Нанимались в деревнях на разовую работу типа забор поставить, яблоки собрать, скотину зарезать, инструмент наточить... Цыгане всегда были вполне приличными коновалами. В Австро-Венгрии - охотниками на мелкую дичь и угольщиками. Кроме того, конечно же, была контрабанда, мелочная торговля (тут купили подешевле, там продали подороже). Кроме ворожбы цыганки продавали, будете смеяться, косметику собственного производства: всякие притирания и помады, благо доступ к травам был, а место это "производство" занимает немного. Ну конечно же, всякие чудодейственные (в кавычках и без) мази и средства от подагры, лишая и мужской слабости. Ну и приворотные/остудные зелья. И еще чего изволите... Вопреки слухам цыганки не шлюхаются - за это муж или отец убьет. Но вполне могут классически "продинамить": пообещать, взять деньги - и не дать. Иди потом, жалуйся, дурачина. Вообще, развести на деньги - самое цыганское ремесло. Цыганка может попросить господина оплатить ее чай, господин согласится и получит счет на 200 рублей серебром: потому что она же не может пить чай одна, она же должна напоить старших, а они чай без коньяка не пьют... Плюс попрошайничество, мелкие кражи (взять, что плохо лежит). Что же касаемо заработка выступлениями, то цыгане водили медведей и дрессированных собак, в Восточной Европе - ходили по канату и глотали огонь (т.е. фйерщики - велкам!) и шпаги, ну и естественно - играли музыку. Ажно целые оркестры из десятка музыкантов бывали. Танцами зарабатывали только андалузские цыгане.
5. Цыгане и колдовство.
Цыгане колдовства боятся. Точка. У них достаточно проблем с реальным миром, чтобы искать проблем еще и со сверхъестественным. Это значит, что мистике среди цыган не место. В смысле - у них дофига способов разойтись со сверхъестественным и отмахаться от него, но сами они туда не полезут. Это не значит, что они откажутся поиграть в тайненькое знаньице с лохом, который согласен за это платить. Поэтому будет и гадание, и изготовление амулетов от/для всего, от чего только можно вообразить. Любой каприз за ваши деньги. И да. Гадают цыгане не только на картах. Это гадание требует неспешности, возможности сесть с комфортом, расположиться на поговорить, это "приходи к нам в табор" или если уж пригласили в дом... Но кроме карт есть гадание на ноже, есть два вида гадания на камнях или бобах. Есть и специфичное гадание по руке, собственно подлинное "позолоти ручку", когда в каком-то хитром порядке по линиям ладони раскладываются монеты. Имеет ли оно провидческий смысл или исключительно способ замылить под шумок пару-тройку монет - науке мне не известно.
Резюме.
Цыгане - очень интересная для ролевого моделирования группа, но по-настоящему интересно ее играть при хорошо проработанной экономике и хорошей прогруженности народа, включая мастерскую группу, в плане истории. У такой команды примитивно простые и небезынтересные квесты: заработать максимум денег и не попасться. Классическое "чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было".
URL записи