Я смотрю на списки литературы, которые коллеги-словесники рекомендуют детям, и - не понимаю.
Я не понимаю, чего эти люди добиваются.
Чтобы ученики хорошо написали итоговое сочинение? В смысле - прекрасно, вдохновенно, эффектно, талантливо, современно, блистательно?
ЗАЧЕМ?
Это экзамен, который никому не нужен. Это экзамен, критерии которого не призваны оценить художественные достоинства текста и талант автора. Это отписка, запрограммированная минобром. Относиться к ней всерьез - нервировать детей. Готовить к ней по-настоящему - нервировать детей. Тратить на неё время - отнимать его у нормальных уроков. Коллеги, это даже не ЕГЭ. Об этом сочинении никто не вспомнит уже через месяц.
Лучшее, что можно сделать - проверить, а) насколько дети в состоянии выдерживать элементарные принципы организации текста и б) насколько дети способны понять тему и ей соответствовать. Скорее всего, этому детей научили худо-бедно за 10+ лет в школе? Но проверить надо, да. Темы подразобрать по расшифровкам ФИПИ. Ну и нужно найти набор универсальных текстов, пригодных для нескольких направлений сразу и не требующих большого времени на освоение. Желательно ранее изученных. И показать, как они разворачиваются для каждого направления. Вот это и будет список рекомендованной литературы. Это максимум один-два урока. И все готовы. И все напишут на зачет. Потому что очень сложно написать на незачет по действующим критериям. А потом они забудут эту дрянь как нестрашный сон. В данном конкретном случае наша задача в этом. В обучении детей по китайскому принципу "достаточно хорошо" - и самому этому принципу. В жизни есть случаи, когда этот принцип актуален. Итоговое сочинение - как раз этот самый случай. Не надо брать героическим штурмом ворота Генерального штаба, если слева открыт широкий проход с Невского.
А если кто-то чувствует в себе силы летать - пусть летит, разумеется. Пусть напишет хорошо. Не нужно запрещать. Не нужно обрубать крылья. Но в этом случае на фига ему, крылатому, эти наши списки? Он сам такой составить может. Уж для себя-то точно. Нет, ну если мы с вами того заслужили - то подойдет на перемене. Посоветуется частным порядком. Но подгонять под гипотетического Икара весь класс - не нужно ни нам с вами, ни "массе", ни Икару. Или у вас целый класс Икаров, а список они составили сами и рекомендуют своим сверстникам? Моё восхищение коллегам, которые этого добились, но почитаешь их посты - так вроде не о том речь...
ИМХО.