Что такое цивилизационный кризис? Это когда на выбор остается три варианта:
а) Сделаем все, как у соседей, и будет хорошо (не, не будет, у соседей своих проблем выше крыши, и они тоже смотрят, как бы сделать как у наших соседей - например, у тех, которые к нашим первым соседям просятся на ПМЖ).
б) Сделаем все как было раньше (10-20-50-150-100500 лет назад), и будет хорошо (не, тоже не будет: во-первых, там было так "хорошо", что вы там жить на самом деле не захотели бы, учите матчасть. А во-вторых, хорошо или нехорошо, но оно - кончилось, а ОНО никогда не кончается по вине злых врагов. Даже если злые-злые враги правда были, то победили они в ситуации, когда ОНО ни фига не работает, не конкурентоспособно).
в) Нет, продолжим идти куда шли! Мало ли что у нас у всех четкое впечатление, что бьемся головой о стену - надо просто бить сильнее! Череп трещит? А вы не слушайте! Щас стену проломим - и настанет! (не, не настанет. Никогда не настает. Да. я в курсе про принципиальную неполноту индукции).
А, ну конечно, есть еще варианты "после нас хоть потоп", "жги, Господи, тут спасать нечего", "чем хуже, тем лучше" - то есть вариации на темы пушистой полярной лисы, осознанной и принятой.
– Но как нам быть, как жить теперь без варваров?
Они казались нам подобьем выхода (К. Кавафис. В ожидании варваров).
Что в условиях цивилизационного кризиса может педагогика?
- Честно признаться себе и детям, что выстраданная прежней культурой система ценностей уже не работоспособна.
- По максимуму научить следующие поколения думать своей головой и принимать ответственные решения. Не те, которые нам нравятся. Те, которые они сами сочтут правильными.
- И после этого робко надеяться, что у них получится лучше, чем у нас.
С наступающим новым учебным годом, коллеги!