Камерность женского мировосприятия. Панорамность мужского.
Мужчина рассматривает любой объект в системе его взаимосвязей со Вселенной (поэтому все великие пророки - мужчины). Ну и далее по сужающейся. Экосистема, система социальных связей, объект и я. Сначала взгляд к небесам, потом обозреваем землю - и только в финале самоуглубление, если силы, время и желание останутся. Экспансионизм, (сексуальная) агрессия. Это моё и то моё же.
Женщина начинает изнутри и медленно расширяет сферу влияния и внимания. Это я, это тоже я... так, вот это уже не я - значит, с этим можно подождать. Женское познание мира - медленное расширение интимного пространства, не столько визуальное, сколько тактильное. Это пространство может быть более дробным, оно познано глубже, но его границы уже.
Мужской сюжет - присвоение, женский - разбухание. Сухое и влажное, инь и ян.
Достоевский - писатель с идеально женским сознанием. Он и его герои тягостно бьются в путах собственного "Я", наматывая и переплетая на разбухающее самоощущение нити сюжета. Он вечно движется по одному и тому же кругу, он всегда замкнут на себя, в его видение допущено только то, что допущено - прочее отбрасывается за ненадобностью. Если Христос не истина. то я буду не с истиной, но с Христом.
Толстой - писатель с идеально мужским сознанием. Сюжета нет вообще. Ситуации нет вообще. логики нет вообще. Есть бесконечное движение, река, поток, расширение и поглощение мира вниманием писателя. Все, что вижу - ем, все, что не ем - вижу и тоже ем. Зачем ем, куда двигаюсь - давно забыл, да это и не важно, на себя смотреть некогда, надо продолжать экспансию.
___________________________________________
Я женолюбив. Поэтому Достоевский мне зачастую непонятен, но интересен. Толстой абсолютно понятен и совершенно не интересен. Любопытно: у Айши, оказывается, отношение к этим двоим с точностью до наоборот. Теория подтверждается практикой?