Это именно сон, так что с обоснуйством в нем тяжко. Однако забавно получилось.
Действие происходит в неопределенно-средневеково-возрожденческой Европе. То, которое "Я" с парой приятелей гуляет среди ночи по проселочной дороге. Навстречу попадается местный крестьянин, который рассказывает, что сегодня днем в лесной хижине умер наш общий друг - местный вольнодумец и безбожник, живший в лесу этаким отшельником. Мы трое, кстати, что-то вроде школяров - то есть относительно молоды и образованы, хотя до безбожия вроде бы не доходили Впрочем, компания та еще, поскольку "Я"-то оно я, а вот приятель мой прогуливался с девицей, и вроде бы не куртизанкой... в общем, ролевушные нравы в этой старой Европе, ролевушные.
Как бы то ни было, отправляемся мы в эту хижину, а там, вопреки обыкновению, не тишина и уединение, а даже некое скопление народу, причем включая местного епископа инкогнито, в простой монашеской рясе. Епископ-то, в общем, мужик вполне приличный, и хотя вольнодумцевы взгляды в проповедях всячески обличал, но самому усопшему где-то даже симпатизировал за образованность и честные поиски истины (инквизиции нет на всю эту теплую компанию!). Поэтому пришел сюда НЕОФИЦИАЛЬНО отпеть и похоронить покойника. Но, оказывается, окрестные крестьяне, которым вольнодумец тоже был симпатичен, сами решили отвезти тело на кладбище и потихоньку закопать - хотя и без обряда, но все ж таки с молитвой и в освященной земле. Ну, они же были уверены, что церковь этакого еретика проклянет и велит под забором бросить. И стоят тут же эти самые... мммм... поселяне, и рассказывают о том, что приключилось на кладбище - чудо. Ну или не чудо, но, в общем, хрень какая-то непонятная. Привезли они, значит, тело туда на лошади, через круп переброшенное - чтобы зря не шуметь, телегой не сверкать и все такое - и поставили эту лошадь в холодке под кладбищенской оградой. Ну вроде как подождать, пока все уже спать улягутся (праздник там в деревне был, что ли? вообще-то похоже на то) - и похоронить втихаря. Стояла, значит, лошадь, стояла, да вдруг КАК перекувырнется кубарем через кладбищенскую ограду! Причем не прыжком там. а именно этаким колобком через спину. На кладбище сбросила тело на землю - и обратно. Тоже кубарем. Ну, крестьяне испугались, да бежать - обратно к хижине, а тут как раз сперва епископ, а потом и мы подошли.
И вот, стало быть, стоит вся честнАя компания вкруг хижины, и чешет в затылке: а что же это такое было, что оно означало, и как теперь с телом быть?
Прежде всего, ясно, что крестьяне не врут, и все так и было. То есть они могли бы и соврать, пожалуй, не вопрос, и чудо могли бы выдумать, но уж точно сочинили бы что-нибудь более... вменяемое и правдоподобное.
Далее. Если крестьяне не врут, то возможны разные толкования. Толкование первое: сие есть знамение Божие. А что оно может означать? Раз тело чудесным образом оказалось на освященной земле - значит, Господь в милосердии своем знает, что хоть и вольнодумцем был наш друг, но, узрев славу Божию, одумается и уверует (как честный человек!) - а потому и грех его со временем будет прощен. То есть в Рай СРАЗУ точно не возьмут, но в Чистилище - запросто. А раз так - выходит, хоронить беднягу по всем правилам сам Бог велел.
Второе толкование: дело было ночью, и вообще какое-то странное и СОМНИТЕЛЬНОЕ - уж не дьявольское ли сие искушение? Допустим. Что это означает? А означает это, что Дьявол, как ему обычно и свойственно, в многомыслии своем сам себя перехитрил. Ибо показав нам это чудо, явил он тем самым доказательство того, что он, Дьявол, существует, а раз так - есть и Господь Бог. Мы же, зная нашего друга как человека честного и искреннего в поисках истины, в таком случае можем быть уверены: узрев славу Божию, он уверует и т.д. Стало быть, есть надежда на спасение его души - а раз так, выходит, хоронить беднягу по всем правилам сам Бог велел.
Ну и третий вариант: допустим, наш приятель был прав, бога нет, а то, что случилось - лишь странное и непонятное стечение обстоятельств и не имеет никакого символического значения. Что ж, в таком случае ничто не должно мешать нам обойтись с телом нашего друга по-человечески, и не зарывать его в лесу под кустом, как собаку, а по всем правилам похоронить его на честном кладбище.