Данная подборка позаимствована в изложениях по статье Гончарова "Мильон терзаний". Орфография авторская. В смысле, авторов. Местами пояснения в скобках. Реплики сгруппированы по фрагментам исходного текста.

Комедия «Горе от ума» является особняком в русской литературе (держится как особняк в литературе, некий особняк в литературе, держит особняк в литературе, держиться навроде особняков под культуру).
Произведение появляется раньше многих других и переживет некоторые.
Она (комедия), словно маложивший старик, который воскрес и ходит теперь бодрый и свежий по могилам других стариков, проживших долгую жизнь.
Она, как столетний старик, бодрый и свежий, всегда актуальна, и не кому не приходит в голову, что ее время когда-нибудь придет.
Она (комедия) как столетний старик, около которого все умирает.
Его (Чацкого) речь кипит умом и остроумием, но, несмотря на это, у него есть сердце.
Речь его кипит умом и совестью.
У него есть сердце и он кипит умными высказываниями.
Он умен, обладает остроумной чувственной речью.
Действительно, умный, чувственный и правдолюбивый человек.
Лишь его присутствие не дает сделать из комедии нравственную картину.
Но личное его горе не от одного ума, хотя ум был страдательной причиной.
Горе главного героя не только от его ума, а столько от применения его в разных ситуациях.
Горе не только от ума, но и от страдательной роли. Он применял свой ум не в тех ситуациях, поэтому Пушкин лишил его ума.
Ум является основной проблемой Чадского, от которого Пушкин его освободил.
Чацкий и его страдательная роль, но она всегда победительная, они не знают его победы. Он запрятавший в пословицу «Один в поле, не вор».
Он защищает новую жизнь – жизнь свободы, запрятав ее в пословицу «Один в поле не воин».
Реинкарнация Чадского из комедии «Горе от ума» всегда стоит на пороге любой смены идеалогических поколений.
Его положение в обществе различное, но он занимает роль от верха до низа.
Литература не вырвется из круга Чадского, пока автор не коснется смены поколений.
Автор критической статьи ставит во главу стола образ Чацкого. Его силу воли, его безысходство.
Автор показал, что можно быть всего лишь гениальным персонажем, и без разницы, какие все вокруг.
Миф про митея (это уже из комментариев).
Я, на личном примере могу привести из жизни таких людей, как Чатский.