16:43 

Ночной гон про хаос

Начнем с того, чего нам говорит народ. Народ посредством фольклора говорит две взаимоисключающие вещи. С одной стороны, нечисть любит слушать сказки. И поэтому если кто-то их рассказывает, то нечисть собирается под окошком и слушает. И её, нечисти, там собирается МНОГО. И если пообещать, но не рассказать. то нечисть обидится и нашлет проклятиев. А вот с другой стороны, нечисть сказок боится. И сказки работают как оберег, отпугивая всякую дрянь.
Второе объяснить просто. Сказка, по сути, возникает как микрокосм в макрокосме. А в макрокосме "этот мир" отделен от "того" непроходимой границей. Расшатывание мира разрушает границу, делает её проходимой, но метасмысл сказки - воспроизведение и тем - через ритуал - восстановление миропорядка. Соответственно, граница снова становится непроходимой, но только "в радиусе рассказывания" - поэтому сказку нельзя рассказывать, например, "пока корова в лесу ходит" (Зеленин) - останешься без коровы, добровольно отделив её от себя ритуальной границей.
А вот с первым сложнее. Раз нечисть боится сказки - по идее, должна от неё бежать, ан выходит наоборот?
кажется, однако, что проблема здесь в интерпретации слова "нечисть", которое мы по христианской закалке читаем как "зло", что не вполне верно применительно к мифопоэтической космогонии. Речь идет не о зле как моральном выборе, но о хаосе как зоне деструктурированной, неосвоенной, непознанной и именно в силу этого - враждебной. В этом смысле сказка, которую начинают рассказывать в неструктурированной реальность - есть формирование структуры. Демонстративно законченного, завершенного, состоявшегося события. Чего-то не предусмотренного принципиальной незавершенностью хаоса и именно поэтому привлекающего к себе внимание - сказка, объект информационной природы, является посланием, а послание предполагает (и привлекает) реципиента, субъект восприятия. Не только внутри, но и вне круга.
При этом сказка вызывает интерес только до тех пор, пока она рассказывается. Будучи рассказанной до конца, она "схлопывает" микрокосм, делая его недоступным - полностью вырывая из хаоса фрагмент реальности и обрубая каналы коммуникации, после чего интерес внешних сил, естественно, пропадает - не только к сказке, но и ко всему, что оказывается внутри защитного "круга". Завершенное повествование дает непробиваемую маскировку рассказчику и слушателям.
Другое дело - незавершенное повествование. Напор хаоса в процессе рассказывания нарастает, и если ритуального замыкания круга не происходит, то пузырь лопается, и бытие поглощается хаосом, что воспринимается человеком как "насланное нечистью проклятие".
В общем, тщательнЕй надо, товарищи (с) М. Жванецкий.

URL
Комментарии
2015-12-21 в 21:41 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
Не вижу, почему бы нечисти не любить и бояться одновременно: слушать - одно дело, быть бессильной в доме, где рассказана сказка, - другое. Бабочка летит на свет, даже если это открытый огонь.

2015-12-22 в 10:31 

merit_seguer
Вау-вау.
Шиарно!!!

2015-12-22 в 16:56 

Hamajun
aka Айша
1. Где про авторское право?
2. Где про Бажова?
3. ...и это же касалось не только текстового творчества.

2016-06-15 в 01:07 

Hamajun
aka Айша
Будучи рассказанной до конца, она "схлопывает" микрокосм, делая его недоступным - полностью вырывая из хаоса фрагмент реальности и обрубая каналы коммуникации, после чего интерес внешних сил, естественно, пропадает - не только к сказке, но и ко всему, что оказывается внутри защитного "круга".

Не совсем так. Завершение сказки является завершением послания (message) и знаменует окончание формирования структуры внутри хаоса. Структура эта состоит из четко выделенных субъектов ( рассказчика/адресанта и слушателя/адресата ) и объекта (завершенного высказывания). Кроме того событие рассказывания четко задает основы субъект-субъектных отношений, поскольку создает модель взаимодействия "Я" и "Другой", и значит закладывает базу этики и регулируемых, а значит и управляемых, взаимодействий. Шах и мат, хаос. И нечисть не столько теряет интерес, сколько разрывает созданную структуру из рассказчика-послания-слушателя, потому как прекрасно понимает, чем это ей грозит.

2016-06-15 в 04:38 

Это ты читаешь нечисть как НЕЧИСТЬ ) На самом деле не разрывает. Потому что - это важно - она, нечисть, в общем, не против стать частью структуры. Просто потому, что даже в составе мифа такая структура циклически разрушается в рамках годового цикла. В сказке она разрушается в рамках суточного. Т.обр., сказка для нечисти - способ "поиграть в порядок". Прикольно же попробовать. Р-ролевичьё, блин. Экстремалы ;)

URL
2016-06-15 в 04:42 

Hamajun
aka Айша
Ни-ни-ни. Просто включаясь с структуру, инициированную рассказчиком, она из нечисти становится НЕЧИСТЬЮ. А оно ей надо? ))

2016-06-15 в 05:00 

Надо ;) Иногда, для острых ощущений. Это ж ненадолго. Другое дело, если она и так - по собственной инициативе (например, потому что жрать хочется) - в данный момент является НЕЧИСТЬЮ. Тогда да, тогда ей сказка ни к чему, как в сюжете, не помню, у Проппа или у Зеленина рассказанном, где упыриха заманивает гостей на постой, запрещая им рассказывать сказки. Потому что ей как НЕЧИСТИ надо бы границу перейти, дабы кровушку-то того. А сказка (пофиг какая и пофиг о чем, да вот хоть про капусту) маркирует её как НЕЧИСТЬ - и на этом основании через границу не пускает. Голод, он, конечно, тоже острое ощущение, но что-то я не слыхал про адреналиновых маньяков, голодающих из любви к искусству, этим всё больше топ-модели страдают ;)

URL
   

Речи Рёгина

главная