Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:08 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕТЕНДУЮЩЕГО НА НЕКОТОРУЮ КУЛЬТУРНОСТЬ

(с весьма условной периодизацией, приблизительным разделением по национальным традициям и наилучшими пожеланиями)
Примечание. Список составлен по заказу моего нынешнего 11-го. Так что публикуется не на предмет попонтоваться собственной грамотностью. А с просьбой обоснованной критики и обоснованных пополнений списка. Все-таки мне это детям показывать ))


Данная подборка подготовлена на основании опыта преподавания русской и зарубежной литературы, собственного читательского опыта и консультаций со специалистами соответствующего профиля. В состав вошли тексты разного типа и очень разного качества. Однако именно эти тексты так или иначе сформировали и продолжают формировать современную культуру. В большей или меньшей степени здесь проговариваются те самые смыслы и звучат те самые формулировки, которые определяют наше нынешнее сознание, служат основой для шуток и архетипами для недискутируемых тезисов. Не знать этих книг значит не знать самого себя и ни черта не понимать в том, что творится вокруг.

Античная литература
Мифы древней Греции (в изложении Куна и т.п.)
Гомер. Илиада. Одиссея.
Сапфо. Лирика.
Эсхил. Орестея. Прометей Прикованный.
Софокл. Эдип-царь. Антигона.
Еврипид. Ифигения в Авлиде. Алкеста. Ипполит. Медея.
Геродот. История.
Аристофан. Мир. Птицы. Облака. Лягушки.
Платон. Пир. Государство.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика.
Феокрит. Идиллии.
Плавт. Хвастливый воин. Псевдол.
Сенека. Федра.
Катулл. Лирика
Вергилий. Буколики. Энеида.
Гораций. Песни. Сатиры.
Овидий. Метаморфозы.
Петроний. Сатирикон.
Лукереций. О природе вещей.
Апулей. Золотой осел.
Лонг. Дафнис и Хлоя
Лукиан. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых. О кончине Перегрина.
Ювенал. Сатиры.
Тит Ливий. История Рима от основания города.
Светоний. Жизнь двенадцати цезарей.
Плутарх. Параллельные жизнеописания.
Юлий Цезарь. Записки о галльской войне.
Марк Аврелий. Рассуждения о самом себе.

Сказания народов мира
Калевала
Махабхарата
Давид Сасунский
Пополь-Вух
Похищение быка из Куальнге
Старшая Эдда
Скандинавские саги
Песнь о Нибелунгах
Повесть о доме Тайра
Песнь о Роланде
Песнь о моем Сиде
Баллады о Робине Гуде
Беовульф
Сказки братьев Гримм
Тысяча и одна ночь
Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре.

Библия (Ветхий и Новый завет)
Коран

Литература Средневековья и около того
Боэций. Утешение философией.
Августин Аврелий. Исповедь.
Абеляр. История моих бедствий.
Ж. Бедье. Роман о Тристане и Изольде
Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль.
Гийом де Лоррис, Жан де Мен. Роман о Розе.
Рейнеке-лис
Жизнеописания знаменитых трубадуров
Поэзия вагантов
Ф. Вийон. Лирика
Данте. Новая жизнь. Божественная комедия
Ф. Петрарка. Моя тайна. Сонеты
Дж. Боккаччо. Декамерон
Л. Ариосто. Неистовый Роланд.
Торквато Тассо. Освобожденный Иерусалим
Н. Макиавелли. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. Мандрагора.
Т. Мэлори. Смерть Артура
Т. Мор. Утопия.
Эразм Роттердамский. Похвальное слово Глупости.
Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
М. Монтень. Опыты
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Чжуань-цзы
Ши Найань. Речные заводи.
Ло Гуаньчжун. Троецарствие
Сэй-Сэногон. Записки у изголовья
Мурасаки Сикибу. Повесть о принце Гэндзи
У Ченъэнь. Путешествие на запад.
Цяо Сюэцинь, Гао Э. Сон в красном тереме.
Цунэтомэ Ямамото. Хагакурэ
Фирдоуси. Шахнамэ
Низами. Пятерица
Хайям, Хафиз, Саади, Аль-Мутанабби, Абу Нувас. Лирика
Ибн Хазм. Ожерелье голубки

Литература Нового времени
В. Шекспир. Сонеты. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло. Король Лир. Макбет. Ричард III. Генрих IV. Двенадцатая ночь. Буря. Сон в летнюю ночь.
Дж. Донн. Лирика.
Дж. Мильтон. Потерянный Рай.
М. де Сервантес. Дон Кихот.
Лопе де Вега. Собака на сене.
Ф. Кеведо. История пройдохи по имени дон Паблос.
П. Кальдерон. Жизнь есть сон.
П. Корнель. Сид. Гораций.
Ж. Расин. Андромаха. Британик. Ифигения в Авлиде. Федра.
Ж-Б. Мольер. Скупой. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан.
А. Лесаж. Хромой бес.
Сирано де Бержерак. Империи и государства Луны.
Д. Дидро. Жак-фаталист. Монахиня.
А. Прево. Манон Леско.
Ж.-Ж. Руссо. Исповедь.
Ж. М. Вольтер. Философские повести. Кандид.
П. Бомарше. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.
Д. Дефо. Приключения Робинзона Крузо (неадаптированная версия!!)
Дж. Свифт. Путешествия Гулливера (неадаптированная версия!!)
Л.Стерн. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена.
К. Гольдони. Слуга двух господ.
К. Гоцци. Сказки для театра.
Ф. Шиллер. Лирика. Разбойники. Мария Стюарт. Дон Карлос. Коварство и любовь.
И. Гете. Лирика. Страдания юного Вертера. Эгмонт. Фауст.
Г. Гейне. Лирика. Германия: зимняя сказка.
Новалис. Генрих фон Офтердинген. Гимны к ночи.
Л. Тик. Белокурый Экберт. Кот в сапогах.
Г. фон Клейст. Михаэль Кольхаас. Пентиселея.
Бонавентура. Ночные бдения.
Э.Т.А. Гофман. Золотой горшок. Житейские воззрения кота Мурра. Повелитель блох. Крошка Цахес по прозванию Циннобер.
К. Маркс, Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии.
Ш. де Костер. Тиль Уленшпигель.
С. Киркегор. Страх и трепет.
А. де Мюссе. Лирика. Лоренцаччо. С любовью не шутят. Фантазио. Каштаны из огня. Прихоти Марианны. Исповедь сына века.
В. Гюго. Собор Парижской богоматери. Отверженные.
Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель.
О. Бальзак. Шагреневая кожа. Утраченные иллюзии.
П. Мериме. Новеллы.
Э. Ростан. Сирано де Бержерак
Ж. Верн. Путешествие и приключения капитана Гаттераса. Север против Юга. Пятьсот миллионов бегумы. 20000 лье под водой. Таинственный остров.
Г. Флобер. Госпожа Бовари.
Р. Бернс. Лирика.
У. Блейк. Песни невинности и опыта.
С.Т. Кольридж. Сказание о Старом Мореходе. Кубла-Хан, или Видение во сне.
Д.Г. Байрон. Корсар. Каин. Манфред. Паломничество Чайльд-Гарольда. Лирика.
Дж. Китс. Лирика.
Мэри Шелли. Франкенштейн, или современный Прометей.
П.Б. Шелли. Лирика. Ченчи. Восстание Ислама.
Р. Браунинг. Лирика.
Ч. Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба. Домби и сын. Оливер Твист. Дэвид Копперфильд. Тяжелые времена.
У. Теккерей. Ярмарка тщеславия. Книга снобов.
Т. Гарди. Под деревом зеленым. Тэсс из рода Д’Эрбервиллей.
Вашингтон Ирвинг. Рип Ван Винкль. Легенда о Сонной лощине. Альгамбра
Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате
У. Уитмен. Листья травы.
Г. Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит.
Э.По. Новеллы. Лирика.
Г. Джеймс. Дэзи Миллер. Зверь в чаще. Поворот винта.
М.Твен. Письма с земли. Путешествие капитана Стромфильда в рай. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Таинственный незнакомец.
Дж. Лондон. Мартин Иден. Морской волк. Смок Беллью.

Литература новейшего времени
– Философы:
А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы мысли.
Ф.Ницше. Происхождение трагедии из духа музыки. Так говорил Заратустра.
Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства.
А. Бергсон. Смех.
З. Фрейд. Психопатология обыденной жизни.
О. Шпенглер. Закат Европы.
К.Г.Юнг. Проблемы души нашего времени. Психологические типы.
Р. Барт. Мифологии.
П. Слотердайк. Критика цинического разума.
- Литераторы:
О.Уайльд. Портрет Дориана Грея. Саломея. Как важно быть серьезным. Упадок искусства лжи. Баллада Рэдингской тюрьмы.
Р.Л.Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Л. Кэролл. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье. История с узелками.
Р.Киплинг. Лирика. Рассказы.
Дж. Конрад. Лорд Джим. Сердце тьмы. Тайфун.
Б.Шоу. Пигмалион. Цезарь и Клеопатра. Дом, где разбиваются сердца.
Г.К. Честертон. Перелетный кабак. Наполеон Нотингхильский. Возвращение Дон Кихота. Поэт и безумцы. Рассказы охотничьего клуба.
Дж. Голсуорси. Сага о Форсайтах.
У.Моррис. Вести ниоткуда.
Г.Уэллс. Люди как боги. Освобожденный мир. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро.
Дж. Джойс. Улисс. Поминки по Финнегану.
Д. Лоуренс. Любовник леди Чаттерли.
Т.Элиот. Лирика. Убийство в соборе.
О. Хаксли. Прекрасный новый мир. Обезьяна и сущность.
Дж. Оруэлл. 1984. Скотный двор.
Дж.Р.Толкин. Властелин колец.
У. Голдинг. Повелитель мух.
А. Мердок. Шпиль.
С.Беккет. В ожидании Годо. Счастливые дни.
Т. Стоппард. Розенкранц и Гильденстерн мертвы.
Г. Грин. Наш человек в Гаване. Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой. Комедианты.
Дж. Фаулз. Волхв.
Т. Пратчетт. Санта-Хрякус. Вещие сестрички. Интересные времена. Мелкие боги. Правда.
Ш.Бодлер. Цветы зла.
Э. Золя. Карьера Ругонов. Проступок аббата Муре.
А. Франс. Остров пингвинов.
Рембо, Верлен, Малларме, Аполлинер. Лирика.
Эдмон и Жиль Гонкуры. Жермини Ласерте. Актриса Фостен. Братья Земганно.
М. Пруст. В поисках утраченного времени (ну… заглянуть хотя бы).
А. Камю. Миф о Сизифе: эссе об абсурде. Посторонний. Чума.
Ж.-П. Сартр. Тошнота. Мухи. За закрытыми дверями. Дьявол и господь бог.
Л.Ф. Селин. Путешествие на край ночи.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Цитадель.
Э. Йонеско. Лысая певица. Носороги.
К. Чапек. Война с саламандрами. R.U.R.
Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка
М. Кундера. Невыносимая легкость бытия
М. Павич. Хазарский словарь
С. Лем. Солярис. Кибериада. Эдем. Звездные дневники Йона Тихого.
М. Метерлинк. Слепые. Смерть Тинтажиля. Синяя птица. Эссе.
Г. Ибсен. Кукольный дом. Враг народа. Дикая утка. Привидения. Пер Гюнт. Брандт.
К. Гамсун. Пан.
Ю. Стриндберг. Фрекен Жюли. Красная комната.
Г.Гауптман. Затонувший колокол. Перед восходом солнца. Ткачи.
Р.М. Рильке. Лирика.
Г. фон Гофмансталь. Глупец и смерть.
Г.Майринк. Вальпургиева ночь. Голем. Рассказы.
Ф.Кафка. Рассказы. Замок. Процесс.
Г.Манн. Верноподданный.
Т.Манн. Волшебная гора. Иосиф и его братья.
Б. Брехт. Добрый человек из Сычуани. Турандот, или конгресс обелителей. Карьера Артуро Уи. Трехгрошовый роман.
Г.Гессе. Степной волк. Игра в бисер.
Р.М.Ремарк. На западном фронте без перемен. Три товарища. Тени в раю.
П. Зюскинд. Парфюмер.
Р. Музиль. Человек без свойств.
Ф. Дюрренматт. Физики. Визит дамы.
М. Фриш. Homo Faber. Дон Жуан, или Любовь к геометрии.
Т. Вулф. Домой возврата нет.
В. Вулф. К маяку.
Г. Лавкрафт. В поисках неведомого Кадата
Дж. Дос Пассос. Манхэттен.
У.Фолкнер. Шум и ярость. Авессалом, Авессалом!
Дж. Стэйнбек. Зима тревоги нашей
Дж. Сэллинджер. Девять рассказов. Плотники, выше стропила! Над пропастью во ржи.
Г. Миллер. Тропик Рака.
Э. Хэмингуэй. Фиеста. Прощай, оружие! Праздник, который всегда с тобой. Старик и море
М. Митчелл. Унесенные ветром.
К. Воннегут. Колыбель для кошки. Сирены Титана. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
К.Кизи. Пролетая над гнездом кукушки
Х. Ли. Убить пересмешника.
Теннеси Уильямс. Трамвай «Желание». Кошка на раскаленной крыше. Стеклянный зверинец.
Ю. О’Нил. Долгое путешествие в ночь. Любовь под вязами.
Э.Олби. Что случилось в зоопарке. Кто боится Вирджинии Вульф? Всё в саду.
Д.Голдмен. Лев зимой.
Р.Фрост. Лирика.
Ч. Паланик. Бойцовский клуб
Р. Бах. Иллюзии. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
Э. Бёрджесс. Заводной апельсин
Ф. Херберт. Дюна
Р. Бредбери. Марсианские хроники. 451’ по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Рассказы.
Р. Хайнлайн. Чужак в чужой стране
Д. Адамс. Автостопом по Галактике.
Р. Шекли. Обмен разумов. Координаты чудес. Рассказы.
Ф. Г. Лорка. Лирика. Цыганское романсеро.
М. де Унамуно. Туман.
Х.Р.Хименес. Лирика.
Х.Кортасар. Фамы и хронопы.
Г.Маркес. Сто лет одиночества.
Х.Л.Борхес. Книга песка. Вавилонская библиотека. Лотерея в Вавилоне. Круги руин. Всеобщая история бесчестья. Зеркало и маска. Тлён, Убрир, Orbis Tertius. Энциклопедия вымышленных существ.
Ж. Амаду. Донна Флор и два ее мужа.
Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора.
У.Эко. Имя розы. Маятник Фуко.
Кобо Абэ. Человек-ящик.
Акутагава Рюноске. Ворота Расемон.

Русская литература (помимо программы)*
А.Никитин. Хождение за три моря.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Повесть о Горе-Злосчастии
Голубиная книга сорока пядей
Хождение Богородицы по мукам
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.
Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым.
А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Н. Карамзин. Письма русского путешественника. История государства Российского.
Лирика Вяземского, Боратынского, Д.Давыдова, Дельвига.
М.Ю. Лермонтов. Демон. Маскарад.
И.А. Гончаров. Обрыв. Фрегат «Паллада».
А.Н. Островский. На всякого мудреца довольно простоты. Бешеные деньги. Волки и овцы. Таланты и поклонники. Бесприданница. Женитьба Бальзаминова.
А.К.Толстой. Лирика. Драматическая трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»).
Сочинения Козьмы Пруткова.
А.В. Сухово-Кобылин. Драматическая трилогия («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).
И.А. Кущевский. Николай Негорев. или Благополучный россиянин.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Современная идиллия. За рубежом. Господа Головлевы.
Л.Н. Толстой. Анна Каренина. Воскресенье. Крейцерова соната. Холстомер. Хаджи-Мурат. Смерть Ивана Ильича. Плоды просвещения. Живой труп
Ф.М. Достоевский. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Записки из мертвого дома. Униженные и оскорбленные. Дневник писателя.
А. Афанасьев. русские народные сказки. Поэтические воззрения славян на природу.
Г. Успенский. Власть земли. Нравы Растеряевой улицы.
Н. Лесков. Очарованный странник. Соборяне. Однодум.
А. Писемский. Тысяча душ.
А.П. Чехов. Три сестры. Чайка. Остров Сахалин.
М.Горький. Дети Солнца. Фома Гордеев. По Руси. Несвоевременные мысли. Жизнь Клима Самгина.
Л. Андреев. Полет. Жизнь Человека.
А.Белый. Петербург. Серебряный голубь.
Ф.Сологуб. Мелкий бес.
Дм. Мережковский. Гибель богов. Воскресшие боги. Христос и Антихрист.
И. Шмелев. Лето господне.
В.Ходасевич. Лирика. Державин. Некрополь.
А. Мариенгоф. Лысый человек.
И.Бунин. Окаянные дни. Жизнь Арсеньева.
Ю. Олеша. Зависть. Рассказы. Три толстяка.
А.Платонов. Чевенгур.
В.Катаев. Алмазный мой венец. Трава забвения.
И.Ильф, Е.Петров. 12 стульев. Золотой теленок. Одноэтажная Америка
Н.Заболоцкий. Лирика. Столбцы.
Б.Пастернак. Доктор Живаго. Лирика.
Лирика Мандельштама, Ахматовой. Цветаевой, М. Кузьмина, И. Северянина.
А.Н. Толстой. Петр Первый. Эмигранты. Аэлита.
А. Грин. Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь. Рассказы.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
И. Ефремов. Час быка. Туманность Андромеды.
А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом. Хищные вещи века. За миллиард лет до конца света. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер. Улитка на склоне. Жиды города Питера.
В. Шаламов. Колымские рассказы.
В. Шукшин. Рассказы. До третьих петухов. Калина красная.
Ю. Домбровский. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей.
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки.
В. Аксенов. Затоваренная бочкотара. Остров Крым.
Ч.Айтматов. Белый пароход. Пегий пес, бегущий краем моря. Буранный полустанок.
А. Ким. Отец-Лес. Поселок кентавров.
Саша Соколов. Школа для дураков.
А.Битов. Пушкинский дом.
Ю. Трифонов. Отблеск костра. Дом на набережной.
В.Орлов. Альтист Данилов.
Б. Окуджава. Путешествие дилетантов.
А. Вампилов. Утиная охота.
А. Терц. Прогулки с Пушкиным.
М. Анчаров. Самшитовый лес. Прыгай, старик, прыгай!
Э. Севела. Мама. Легенды Инвалидной улицы. Остановите самолет, я слезу.
С. Довлатов. Иностранка. Чемодан. Компромисс. Заповедник.
И. Губерман. Гарики на каждый день. Иерусалимские гарики.
М.Веллер. Рассказы. Легенды Невского проспекта.
Т. Толстая. Кысь.
А. Иванов. Географ глобус пропил
В.Пелевин. Чапаев и Пустота. Generation «P»
М. Петросян. Дом, в котором.

*NB! Произведения Есенина, Булгакова, Бабеля, Шолохова, Твардовского, Бродского, Солженицына, Набокова, не говоря уже о хрестоматийно-классических текстах – САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮТСЯ.

URL
Комментарии
2013-05-26 в 10:02 

Квадрик
Её Квадричество
Никакой критики )
Но вопросы.

1. Почему Бунина так мало?)) Почему нет, в частности, вот таких вещей, как "Сны Чанга", например. "Суходол" там...

Прочитала строчку "помимо программы". А. Ага.

2 Я бы еще Эмили Дикинсон добавила
3. "Египетская марка" Мандельштама?
4. Дина Рубина?

2013-05-26 в 10:31 

Квадрик, спасибо.
1. Ну да. По той же причине нет Бабеля, Набокова, Твардовского, Солженицына, да много кого нет, и 19 в. странный.
2. Дикинсон... хм. Не вспомнил про нее, спасибо, подумаю, хотя скорее все-таки нет. Дикинсон, Торо, Готорн... интересно, но все равно всех не упихать. Так же как, к примеру, сестер Бронте. На то оно и минимум.
3. Это вообще как-то... узкоспециально, на мой вкус. Не для филологов же писано )
4. Дина Рубина, Улицкая, Петрушевская, Олди, Коляда... Напрашиваются, конечно. Но не думаю. Кто-то не отстоялся, кто-то уже отсеивается и, похоже, отсеется. Опять же это и вкусовое... Впрочем, современная литература - вообще болевая точка. И наша, и зарубежная. Тут я еще консультироваться буду. Сам весьма и весьма не уверен. Твой голос учтен )

URL
2013-05-26 в 11:10 

merit_seguer
Ну... Обоснованную критику не выдам, но, по-моему, для _минимума_ этот список перетяжелен. Что-то я читала из сугубо личного интереса, что-то читала, чтобы попонтоваться сама перед собой, а что-то читать не буду, причем если часть – просто считаю слишком тяжёлым для прочтения или не возникает желания, то что-то – из неприязни к этому... э-э-э... жанру. Например, с трудом одолев «Дженерейшен Пи» за Пелевина больше не возьмусь и не считаю его нужным рекомендовать детям.

Мне не кажется, что такое количество непростых для чтения произведений можно подавать как минимум. Или твои ученики гениальны, или это их расхолодит.

И, да, можно кидаться в меня помидорами за безкультурность.

2013-05-26 в 11:29 

Квадрик
Её Квадричество
3. Я считаю просто, что все поэты того и последующего времени учитывались этим текстом. И Бродский тоже. И углубляет понимание поэтому.
4. Согласна совершенно.

2013-05-26 в 13:01 

merit_seguer, не буду кидаться помидорами. В принципе, ты права ) Но! Тут надо иметь в виду вот чего: а) это список для сунцевских детей, они - таки да - повыше среднего. И б) нуууу... они меня сами просили "список литературы на всю жизнь". Пускай отдуваются ;) При том что в результате тут совместились две противоположные тенденции - ужать и расширить. Потому список, конечно, не совершенен... и отчасти потому и вывешен у меня для посмотру - детям я его пока не давал.

URL
2013-05-26 в 13:09 

Квадрик
Её Квадричество
А я считаю, что это реально список книг, представление о которых должен иметь любой маломальски образованный человек.
В идеале - читать прямо глазами.


= (

Меня, кстати, гораздо больше интересует такой же список из сферы "школьной" физики.
Почему-то именно физики. Наверное, в ней я менее уверена, чем в математике, например, или биологии.

2013-05-26 в 15:31 

Квадрик, ИМХО, и ты совершенно права, по крайней мере, это соответствует МОИМ представлениям о минимуме - потому список ТАК и составлен ;) Просто "должен иметь" и "имеет" - и уж тем более "внимательно прочел, обдумал, понравилось, буду перечитывать" - сильно не одно и то же. По некоторым позициям я и сам этим похвастаться не могу. А другие мне хотя и вполне и основательно знаемы, но, как бы это повежливее... откровенно не нра. И вообще, на самом деле можно быть вполне культурным человеком, многого отсюда в глаза не видавши.

URL
2013-05-26 в 15:40 

merit_seguer
Mim, ну, если им на вмю жизнь, тогда да.
Кстати, поправка: Рейнеке-лис – немецкого разлива, кажется, Гейне. Французский «Роман о лисе», и там его звали Ренар (а потом оно стало нарицательным).

И я бы не советовала Фрейда с Юнгом:).

Квадрик, иметь представление я имею по большинству позиций, и именно поэтому некоторые читать категорически не собираюсь.

2013-05-26 в 18:56 

Мммм... merit_seguer, а почему бы не советовала? Я с ними не пережимаю... особенно с Фрейдом, но они любопытны и во многом определяюшшы.

А про Лиса - там так. Первый вариант - французский. "Роман о Ренаре". Рыхлое повествование из несвязанных друг с другом эпизодов. "Рейнеке-лис" - немецкая версия. Написан примерно в то же время. В начале девятнадцатого Гете (не Гейне) эту версию переписал заново. Но у него все глаже и скучнее, на мой вкус.

URL
2013-05-26 в 19:23 

merit_seguer
Mim, всё-таки перепутала? Ну, ок.

Насчёт психоанализа... мне сложно привести внятные аргументы, если честно. У меня с возрастом проснулась интуиция, и отказывается выдавать путь, по которому пришла к тем или иным выводам. Там что-то о том, что Фрейд просто неудобочитаем, но, думаю, это аргумент не для тебя. И ещё о том, что специальные книги по психологии (имеющие в наши дни больше историческое значение) не стоит рекомендовать неспециалистам, которые, если продерутся через стиль, поймут и осмыслить, могут оказаться к этому смыслу совершенно неподготовленными. Не потому, что смысл неприличен, а потому, что на ориентиры правильного и неправильного, здорового и нездорового, предложенные Фрейдом, сегодня лучше не опираться. А его работа про остроумие, по-моему, из всех его работа одна из наиболее тягомотная, кстати. Я бы уж посоветовала тогда его работу "Психопаталогия обыденной жизни". Создаёт впечатление о том, что такое вытеснение, что такое психоаналитический метод, имеет прямое приложение в повседневной практике и содержит большое количество забавных историй.

2013-05-26 в 19:27 

merit_seguer, а вот за это - спасибо. Я тоже на нее поглядывал. но решил ограничиться... скажем так, читанным, существенным и маркированным по разным источникам как ключевые. Но по твоей характеристике это точно подойдет.

URL
2013-05-26 в 20:46 

Квадрик
Её Квадричество
Блин, а я наоборот читала Фрейда как приятного публициста. Он был поприятнее многих ... из его цеха.
Про остроумие - тягомотно, это да.
А вот про Достоевского и отцеубийство (при моем лютом несогласии с тезисами), например, отличнейше.
Психопатология обыденной жизни мне тоже понравилась.

2013-05-26 в 20:47 

Квадрик
Её Квадричество
Э. Фромм еще как версия, кстати.

2013-05-26 в 21:15 

Думал про Фромма, но решил, что двух психоаналитиков в списке за глаза.

URL
2013-05-26 в 21:22 

merit_seguer
Mim, тогда лучше Фромм, "Искусство любви".

2013-05-26 в 21:38 

merit_seguer, Вместо Фрейда? А не перебор? Все-таки папа Фрейд весь такой из себя основатель, к нему чаще апеллируют. Я понимаю, что Фромм как мыслитель поинтереснее будет. Но он, ммм, по-моему, менее... знаковый автор. Меньше вписан в культуру. Нет?

URL
2013-05-26 в 21:41 

Квадрик
Её Квадричество
Я бы "Бегство от свободы" выбрала.
Но что да, то да. Фрейд уместнее.
...К тому же фроммовы же мысли все так или иначе перескажут в своих текстах)

2013-05-26 в 21:50 

merit_seguer
Mim, нет, вместо Юнга:).

2013-05-26 в 21:50 

merit_seguer
Mim, нет, вместо Юнга:).

2013-05-26 в 21:54 

Ууу! Юнга не отдам! Как же это нынешняя культура да без архетипов коллективного бессознательного! Вот из книг юнговых я бы что-нить да выкинул, а то и две из трех. Не присоветуешь, что лучше оставить?

URL
2013-05-26 в 22:38 

merit_seguer
Mim, просто у меня тяжкое ощущение, что Юнг, когда пишет, подмигивает. В смысле, его нельзя воспринимать всерьёз, он очень много просто играет словами и смыслами. Большинство людей, которые его читают, по-моему, этого подмигивания не видят.

Насчёт кого оставить из Юнга - полезла в свой шкаф сверять с тем, что стоит у меня, и не нашла у себя ничего (в смысле, то, что я читала, не пересекается с твоим списком). Из того, что у меня стоит, я бы рекомендовала "Проблемы души нашего времени", кстати, там и о коллективном бессознательном сказано.
И лично меня тянет порекомендовать "Психологические типы" - для тех, кто бросается словами "экстраверт" и "интроверт", но это исследование по всем правилам, с большой исторической базой... А, впрочем, отсылки к Шиллеру и Абеляру только прибавят ей культурности.

2013-05-27 в 05:49 

Это, я так понимаю, та самая штука, из которой растет соционика?

URL
2013-05-27 в 12:22 

merit_seguer
В целом, да, а также тест Айзенка на темперамент, а также (в не менее искажённом виде) бытовое представление.

2013-05-27 в 18:06 

Переделал исходный пост. Куча правки, в т.ч. по вашим предложениям, коллеги )

URL
2013-07-03 в 22:31 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
А "Завоевание Ирландии племенами богини Дану"?

2013-07-04 в 12:50 

Да хватит с них Кухулина ) Хотя я вот список вывесил уже, а сам теперь локти кусаю... Гофмансталя, к примеру, я бы теперь выкинул. Более чем средний декадент - не заслужил. А вот "Матиуша" Корчака, пожалуй, вставил бы, ну и еще пару текстов. Но это так... на будущее и из соображений немыслимого совершенства ;) Все равно буду и думать, и править, и от предложений и соображений не откажусь.

URL
2013-07-04 в 20:08 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
Mim,
Ну дело хозяйское. Я ж саги о фениях не предлагаю )))

2013-07-12 в 21:30 

Синдамирэ
"Я - сиреневое пламя, я - струна на ветру, я - Господень скоморох, меня любит Господь!"
Прошу прощения за поздний комментарий - случайно увидела этот список в перепосте и хотела бы отметить некоторые моменты, касающиеся литературы Китая и Японии (поскольку почти все из приведенного списка читала или пролистывала).


В общем и целом я бы сказала, что весь этот список литературы Китая и Японии - для возраста не младше 25 лет. Во-вторых - обязательно нужно выбрать и порекомендовать конкретные переводы.

Повесть о доме Тайра (кстати, следует отнести к средневековой литературе - это 12-й век). Вещь очень интересная, но тяжелейший язык и запутанный сюжет. Я прочитала с интересом, поскольку интересуюсь Японией - но отнюдь не рекомендую всем.
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ (Дао-Дэ цзин) главный даосский трактат. На мой взгляд, в разы сложнее Библии. Очень туманное бессюжетное изложение, рассчитанное на интуитивное, внелогическое восприятие. В 11 классе я бы не продвинулась дальше первого стиха. Книга великая без преувеличений - но для зрелого ума интуитивного склада. Лучший перевод, по-моему - Малявина, второй по качеству - Ян Хиншуна.
Чжуан-цзы - также один из значимых даосских трактатов, очень специфичный. Я бы советовала только тем, кто всерьез изучает Китай.
Ши Найань. Речные заводи. - историкам интересно, но занудно до невозможности. Два толстенных тома.
Ло Гуаньчжун. Троецарствие - не читала, увы.
Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья. - очень интересный сборник заметок, но опять же: язык и специфические особенности. В целом можно назвать молодежной литературой, хоть и 10-й век.
Мурасаки Сикибу. Повесть о принце Гэндзи - интересно, но тяжелый стиль. Трудно читается. Опять же - тем, кто изучает Японию.
У Ченъэнь. Путешествие на запад. - не читала.
Цяо Сюэцинь, Гао Э. Сон в красном тереме. - не читала.
Цунэтомо Ямамото. Хагакурэ Эта книга - даже в том на 3/4 урезанном варианте, который переведен на русский язык - очень сильно бьет по сознанию и мировоззрению. Про нее однозначно скажу - не раньше 25 лет, а может, и старше. "В ситуации или/или без колебаний выбирай смерть" - один из лейтмотивов книги и, мне кажется, это не для юности. Хотя чтения трактат однозначно заслуживает.

2013-07-12 в 23:43 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
Синдамирэ,
Я бы поспорил по Ши Най-аню. "Речные заводи" - увлекательное приключенческое произведение. Где вы там занудство нашли?!!

По даосам оставил бы один трактат из двух (Дао дэ цзин), а второй - на усмотрение после прочтения первого.

2013-07-13 в 08:27 

Синдамирэ, это ж не список внеклассного чтения для 11-го класса. Это список по заявке выпускников - "на всю жизнь". Естественно, тут достаточно текстов... 18+.

URL
2013-07-16 в 11:17 

Синдамирэ
"Я - сиреневое пламя, я - струна на ветру, я - Господень скоморох, меня любит Господь!"
Торрар, по "Речным заводям" - там очень тяжеловесно выстроены фразы. "Такой-то по поручению такого-то и с одобрения такого-то доложил тому-то о таком-то..." - дойдя до конца фразы, забываешь, о чем было начало. Плюс несметное количество имен, в которых я просто запуталась. На мой взгляд, это и есть занудство. Я с трудом прочитала три главы первого тома, остальное бегло просмотрела.

2013-07-16 в 20:09 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
Синдамирэ, да ну, с Толстым рядом не валялось.

2013-07-17 в 10:10 

Синдамирэ
"Я - сиреневое пламя, я - струна на ветру, я - Господень скоморох, меня любит Господь!"
Торрар, Вот как раз рядом с Толстым - пожалуй) Во всяком случае, "Войну и мир" я не одолела тоже и по той же причине)

2013-07-17 в 19:40 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
Синдамирэ,
Не согласен. Предложения намного короче, согласованность лучше. Да в конце концов, постоянный экшен.

2013-07-17 в 20:11 

Учитывая, что Толстой умел-таки писать вполне вменяемым языком и обходиться без длиннот, а также тот факт, что над "ВиМом" он работал-работал-работал-и еще раз работал, я склонен полагать, что неудобьсказуемый стиль романа создавался им нарочно. Перед автором "Речных заводей" такой задачи, естессно, не стояло, да и вообще он писал почти развлекательное произведение, как я понимаю.

URL
2013-07-17 в 20:18 

Торрар
Какая радость, когда человек что-то слышит!
Mim,
Вооот!
Я даже думаю, Ши Най-ань в принципе был эволюционно ближе к простому народному эпосу. Поэтому сравнительная простота языка и акцент на развитии сюжета (а не на описаниях и душевных муках) вполне объяснимы.

   

Речи Рёгина

главная