07:34 

Исход Верных (еще фрагмент)

16.4 ...И сказал король: «Вот, пришли ко мне племена из земель незнаемых, и ищут у меня защиты от врага.
16.5 Ныне дам я вам защиту, и земли для пашни, и луга для пастбищ, и леса для охоты, и озера, изобильные рыбой, и горы, богатые рудой. И дам я вам правый суд, и оружие для битвы, и плуги, и молоты, и серебро, и золото, и яркие ткани, дабы жили вы на моей земле в радости и веселии, дабы множился род ваш и служил мне верно.
16.5 Ибо нагими, босыми и голодными пришли вы в мои владения, я же делаю вас богатыми и даю вам землю в дар. И за этот дар обязан ваш род мне службой во веки веков. Пашите мою землю, пасите мой скот, и первенцев своих шлите в мое войско, да поразят они моих врагов как своих. Имя же вам будет аданы, что значит Младшие, и надлежит вам помнить свое место и мою милость и верными слугами быть при Старших, что одного рода со мной».
16.7 И сказали вожди племен: «Король Ном-Сафтан вправе требовать от нас службы, ибо здесь земли его народа. Если примем мы его дар, то потеряем свободу, но получим жизнь и землю. Там же, где властвует Тьма, не получим мы ни жизни, ни свободы, ибо не достанет у нас силы противиться Тьме. И нет у нас силы на то, чтобы идти дальше и искать лучшей доли, ибо народ наш истощил силы в боях и странствиях, и дети наши голодают». И сказали они: «Да будет по слову твоему».
16.8 И приказал тогда Ном-Сафтан принести чечевичной похлебки и кормить пришельцев. Затем же отвел им земли в большой долине между отрогами гор и нарек ее Кадар – Огражденное место, ибо повелел король построить там крепость для аданов, и послал к людям наместников и судей, и стал править ими как своими слугами. И так многие годы жили люди под властью короля, и старились, и умирали, король же не знал власти времени над собой.

17.1 Жили в ту пору в роду аданов два брата, Индильзар и Гимильзор. Отец и мать их умерли, и воспитал их король как своих детей. И был Индильзар пастырем овец, Гимильзор же служил в войске короля, и жаловал его король за доблесть, и ценил выше многих из Старшего рода. И оттого гордился Гимильзор перед племенами аданов, младших, и перед своим братом. Индильзар же любил своего брата и сожалел о его гордости.
17.2 В один день Индильзар пас свое стадо на склоне горы, и воззвал к нему глас: «Индильзар! Слышишь ли меня?» Индильзар ответил: «Слышу глас, но не вижу тебя, кто ты, человече?» И ответил глас: «Не человек я, Индильзар, Верный мой, Избранный, я есть Господь Единый, Творец и Владыка миров!» Индильзар ответил: «Как я могу знать, что это не обман?» Голос же ответил: «Подойди». И приблизился Индильзар, и увидел куст, пылающий огнем и не сгорающий. И воззвал голос из куста: «Протяни руку». И Индильзар протянул руку, но пламя не обожгло его, и ухватил Индильза нечто, и потянув, узрел золотой жезл. И рек голос: «Вот знак твоей власти, Индильзар, Избранный мой. Ныне иди к королю Финроду и скажи: «Не по праву держишь ты аданов, не доброе дело – править свободными людьми как рабами. Отпусти мой народ, дабы те, кто хочет быть в рабстве, остались в рабстве, те же, кто хочет уйти, ушли бы из твоих земель. Сделай так, ибо этого хочет Господь Единый, Творец и Владыка миров!».
17.3 И встал Индильзар, и вознес хвалу Единому, и отправился во дворец короля, и ударил в ворота золотым жезлом, и распахнулись ворота, что были заперты на семижды семь засовов. И пришел Индильзар к королю Ном-Сафтану, что сидел на золотом троне, и узрел короля в блеске его славы, и брата своего, что стоял за плечом короля в золотом плаще, с мечом и щитом, и хранил покой короля. И Гимильзор заступил дорогу брату своему и вопросил: «Брате Индильзаре, почто ты пришел незваным перед очи короля?» «Владыка превыше владык повелел мне прийти сюда!» – ответил Индильзар. И сказал король: «Не слыхал я о владыках, что властью были бы выше меня. Расскажи же, воспитанник мой Индильзар, что за самозванец объявился на моих землях?» «Ты, о король, говоришь о том, чего не ведаешь. Ибо есть Владыка над владыками и Король над всеми тронами, Господь Единый, Творец миров! И ныне моими устами говорит он, что неправое совершил ты, содеяв свободных людей рабами, когда гнала их беда. Ныне же отпусти мой народ, дабы те, кто хочет быть в рабстве, остались в рабстве, те же, кто хочет уйти, ушли бы из твоих земель. Сделай так, ибо этого хочет Господь Единый, Творец и Владыка миров!».
17.4 Тогда разгневался король и сказал: «Вижу я, что аданы проклятое и жалкое племя, и не помнят они добра. Ибо нагими и слабыми пришли они в мою землю, терзали их голод и болезни, и рады были они продать свою свободу за миску чечевицы. Ныне же отъелись они на моих землях, умножился их род под моей защитой – вижу я, хотят они власти над Старшим народом! И ты, Гимильзор, воспитанник мой и любимец, не из тех ли, кто поднимет на меня руку?» «Да отсохнет моя рука,– возгласил Гимильзор,– если помыслю о таком нечестии! Да не падет твой гнев и на племя аданов, ибо не ведают они о бреднях моего брата. Тому же напекло голову на склонах гор, и ныне не ведает он, что говорит, ибо даже древние старухи, что выжили их ума, не верят у нас в россказни о Едином, Творце и Владыке миров! Брат мой совершил нечестие, покарай его, но прошу – будь милостив, ибо вижу я, что он болен и разум его помутился!»
17.5 «Воистину, разум твой безумен, о брат, и доброта твоя сродни злу, а гордость твоя извивается в пыли, как змея, и недалек тот день, когда Владыка Владык наступит на нее пятой и раздавит. Ты же, король, напрасно не веришь моему слову. Но Единый Господь даровал мне власть над живым и мертвым, дабы мог я убедить тебя в правоте моих слов» – так ответил Индильзар и взмахнул золотым жезлом. И в тот же миг воцарилась тьма на всей земле короля, и во тьме той были крик и скрежет зубовный, и поселился страх в сердцах Старшего племени, и была та тьма непроглядной три дня и три ночи. Король же не устрашился того знамения и сказал: «Что ж, я вижу, воистину ты, Индильзар, в сговоре с моими врагами, и даровали они тебе немалую власть. Немалую, но не выше моей!» – и взмахнул своим королевским жезлом. И тотчас снова засияло солнце, и вернулся свет, и возрадовались Старшие, превознося короля превыше небес. Индильзар сказал: «Велика твоя власть, о король, но не превыше власти Владыки Владык. Вот, явлю я другое знамение, что правдивы мои слова»– и взмахнул золотым жезлом. И в тот же миг реки в земле короля наполнились кровью, и поселился страх в сердцах Старшего народа. Король же не устрашился того знамения и сказал: «Что ж, я вижу, воистину ты, Индильзар, в сговоре с моими врагами, и даровали они тебе немалую власть. Немалую, но не выше моей!» – и взмахнул своим королевским жезлом. И в тот же миг реки в землях короля очистились, и возгласили Старшие хвалу королю, говоря: «кто может сравниться с Ном-Сафтаном, бессмертным владыкой? Если и есть Творец мира – жалка его власть и ничтожны знамения! Пусть же король гонит палками из дворца презренного раба из рода рабов-аданов!».
17.6 Индильзар же сказал на это: «Я увещевал тебя миром, о король, но ты не внял. Я явил тебе знамения, ты же дерзнул тягаться властью с Единым, и твой народ изрекал на него хулу. Ныне могу я явить третье знамение, и не властен ты будешь отвратить его, но станет это великим горем для твоего племени. Прошу же в последний раз – отпусти мой народ добром, ибо так хочет Единый, Господь и Владыка миров!» Но ответил король Ном-Сафтан: «Что мне в Едином и его власти?». Тогда взмахнул Индильзар золотым жезлом, и слуга Единого с мечом огненным незримым прошел по землям короля, и поразил всех первенцев в семьях Старшего народа, что глумились над Единым и Его избранным, и сын короля пал бездыханным к его ногам, племен же аданов меч не коснулся. И в тот час увидел король, что власть его ничтожна, и разорвал он свои одежды, и пал к ногам Индильзара, и просил отвратить гнев от Старшего народа. И объявил он, что вольны аданы забрать все нажитое и уйти своим путем, или остаться в землях короля и жить как равные со Старшим племенем. И вновь взмахнул Индильзар жезлом, и вознес мольбу Единому, и слуга Единого опустил свой меч, и отвратил мор от племени Ном-Сафтана.
17.7 И пришел Индильзар к племенам аданов, и сказал: «Вот, по воле Единого Господа, Владыки и Творца миров, отпускает нас король на свободу. И тот, кто хочет жить на своей земле и славить Единого, пусть идет за мной в край, что течет молоком и мёдом». И сказали иные: «Вот Ибранный Господа, что обещан нам в упованиях, идем же за ним, дабы исполнить волю Единого, ибо никому иному, кроме Единого и Избранного Его, не должны мы служить», другие же усомнились и говорили: «От добра добра не ищут. Не видали мы той земли, что обещает нам этот пастух; останемся в землях короля. где мы нажили богатство, где привыкли мы к миру, а глупцы пускай идут за Индильзаром – в странствиях обретут они голод, войны, болезни и найдут бесславную гибель!». И так разделились племена аданов: одни пошли за Индильзаром, другие же остались на землях короля и радовались своей мудрости, и смеялись над безумием тех, кто возжелал свободы и уверовал в волю Творца.

18.1 Тогда те, что уверовали, собрали то, что могли унести, иное же раздали своим родичам, что оставались в рабстве, говоря: «Нет пользы для нас в лишнем имуществе, ибо Господь Единый дарует нам землю обетованную!». И в один час собрались со всех концов долины Кадар, и отправились в путь, и Индильзар вел их, и золотой жезл в его руке освящал путь, и было тех верных тридцать тысяч воинов, и еще три, и жены их, и дети шли с ними, и стада и табуны гнали они за собой, и оттого шли они медленно и на третий лишь месяц пути покинули земли Ном-Сафтана.
18.2. Когда же истек третий месяц, воссел король Ном-Сафтан на златой трон и рек: «Вот, ныне уходят аданы из моей земли, и нет мира в моем сердце. Ибо вижу я, что опустеют мои пашни без пахарей, и разбегутся мои стада без пастырей, и обезлюдеет войско мое без первенцев аданов, и владыка с Севера придет в мою землю и возьмет ее, и станет смеяться надо мной, говоря – Ном-Сафтан не мог удержать своих рабов, ему ли владеть этой землей! Ном-Сафтан устрашился раба с золотой палкой, ему ли противостоять мне, исполненному силы!».
18.3 «Гамильзор, слуга мой, ныне даю я тебе повеление: возьми свой меч и щит, и собери мое войско, и прикажи трубить в трубы и звать к походу. И пусть понесут перед войском мой стяг со звездой, ибо сам я пойду с тобой, дабы низвергнуть брата твоего Индильзара и вернуть рабов моих, что презрели долг верности!». И сказал Гамильзор: «Да будет по слову твоему, о Владыка».
18.4 И тогда взял Гамильзор свой меч и щит, и приказал трубить в трубы и звать к походу, и сошлись ко дворцу сто и двадцать тысяч воинов короля, и еще пятьдесят тысяч слуг и помощников, и конюхов, и лекарей, и поваров, и певцов, и музыкантов, и девиц без числа. И знаменосцы короля пришли с его стягом и стали перед войском, и вот отправились они в погоню за Индильзаром и Верными его, и столь велика была власть короля Ном-Сафтана, что за день и ночь прошло его войско столько, сколько Верные из аданов прошли за три месяца, и вот увидели они вдали стяги Индильзара.
18.5 И возгласил тогда король Ном-Сафтан: «Вот, хвалился Индильзар, что сам Господь, Владыка и Творец миров, помогает ему. Мала, видно, власть Творца, если не уберег он Избранного своего и Верного от погони. Ныне же, слуга мой Гимильзор, нападем мы на аданов и пленим их, и отведем в цепях туда, откуда они бежали против воли моей, голову же брата твоего Индильзара принеси мне, и никого в целом свете не будет тогда ближе моему сердцу, и будешь ты мне любимый сын и наследник земель моих!» И сказал Гимильзор: «Да будет так, владыка!»
18.6 Те же из аданов, что шли за Индильзаром, увидели войско короля и устрашились в сердце своем, и сказали: «Вот, король Ном-Сафтан и войско его преследуют нас. Мы же отягощены скарбом, и скотом, и с нами жены, дети и старики, и не можем мы биться».
18.7 «И видим мы ныне, что на погибель свою пошли мы в путь за Индильзаром, ибо Господь Единый на небесах, войско же короля рядом, и нет нам защиты от его гнева». Так роптали они, Индильзар же, слыша их ропот, гневался и молил Единого не поставить им в вину тот ропот, ибо долгие годы не ведали они власти Единого и слова Избранного Его.
18.8 И рек Индильзар тем, кто шел за ним: «Слабые духом, уже ли нет у вас веры даже с маковое зерно?»
18.9 Ведь Господь Единый, Владыка и Творец миров, поднимает солнце с захода, а восхочет – поднимет его и с заката. И по морю, как по суху, пройдем мы по его слову, и Тьма не сомкнется вокруг нас, и обратятся камни в хлебы для пропитания нашего, если будет на то его воля. Что нам все владыки земные, что нам их воины, их лучники и всадники, и мечники и копейщики, их крепости и корабли, если Господь Единый ведет нас! Вера наша будет нам щитом, слово Единого мечом, врагов же наших поразит Господь и повергнет нам под ноги, ибо нет пределов славе Его и власти Его!».
18.10 Так сказал, и вознес молитву, и взмахнул золотым жезлом. И вот, грянул гром, и задрожала земля, и раскололась, и огонь истек из сердца ее, и поразил войско короля Ном-Сафтана. И всю долину, в которой стояло войско, поглотила волна, и бездонное море ныне плещется на месте долины, и имя тому морю Белфурса, ибо сокровища Старшего племени сияют из глубины и поныне. А Верные, что шли за Индильзаром, остались на холме, и не было им от того никакого вреда, и славили они Индильзара и возносили хвалу Единому, и укрепилась вера в их сердце навеки.
18.11 И так спаслись верные и ушли путем, который вел их Избранный, королевство же Ном-Сафтана пришло в упадок, и явились туда враги короля с далекого Севера, и полонили его народ, и не было от них пощады ни старику, ни женщине, ни младенцу, и так погибло Старшее племя, и нет у него наследников. Те же из аданов, что остались в долине Кадар, были в великом трепете. Когда услыхали они о приходе врагов, то не достало им духу встретить нашествие деревом и сталью, ибо желание жить двигало ими превыше прочих желаний. Потому вновь бежали они от врага в земли неведомые, и жили там, как дикие звери, и унижен ныне их род, и в забвении имя.

Заключение цензуры.
1. Согласно однозначному мнению приглашенных нами экспертов, данный текст является не слишком искусной подделкой под старину, сфабрикованной в пределах последнего столетия. Соответственно, не может быть и речи о том, что перед нами утерянные фрагменты "Исхода Верных".
2. При этом нельзя исключить возможность того, что автор пользовался некими источниками, не известными современной науке, однако степень обработки исходного материала в любом случае такова, что сколь-нибудь уверенная реконструкция не представляется возможной.
3. Соответственно, текст нельзя рассматривать как часть историко-культурного наследия. При этом фрагмент имеет явную политическую направленность, поскольку содержит слабо завуалированное сатирическое изображение социальной организации Благословенного острова. Также более чем сомнительными представляются мистико-магическая составляющая взаимоотношений Индильзара и Единого, равно как и моральный облик первого из вождей Верных, не говоря уже о его брате. Равным образом подвергается скрытой переоценке морально-идеологический курс Их Величества и его последствия. Наконец, есть все основания предполагать, что скрытой целью создания данного произведения была попытка обосновать право на мятеж против королевской власти на основании «сокровенного знания» или «божественного откровения».
Вердикт: текст запретить к распространению и изучению. Все обнаруженные экземпляры подлежат изъятию. Черной Страже принять меры к обнаружению автора (если он жив), а также каналов распространения данного текста среди населения. Храмовой страже и сотрудникам Академии при необходимости разъяснять подрывной и антигосударственный характер данного текста.
Верховный Цензор
Кастамир Ну-Хьярдамос

@темы: Подцензурная библиотека

URL
   

Речи Рёгина

главная