07:54 

Холмс Ричи и кое-что о современной европейской цивилизации.

Забавный момент: современная цивилизация усвоила абсолютно цыганское отношение к миру.
Очень серьезное отношение к себе как к единственной и недискутируемой ценности. И совершенно несерьезное, безответственно-игровое отношение к тому, что делаешь.
У цыган это объяснимо. Социально оправдано. То, что ты делаешь - это как раз то самое, за что тебя могут повесить. И надо... не присутствовать в этом, чтобы всегда быть готовым отскочить и спасти то единственное, что тебе по-настоящему дорого - собственную шкуру.
Но у нас-то откуда? Почему высшей ценностью вдруг стала собственная жизнь... и, как ни странно, набор лицеприятных оценок со стороны ближайшего социального окружения? Мы буквально не можем себе позволить жертвовать собой (ну это же глупо - за какую-то идею, ну или там за ближнего своего, терять то, что является единственно ценным!) - и точно также не можем себе позволить показаться смешными, неловкими, отсталыми, нелепыми. Быть не в тренде.
Возможно, это пик, конечная точка, закономерный результат развития гуманизма? Или просто метафизическая трусость, страх перед ответственностью за мир, выработанный двумя мировыми войнами?
Покеазательный пример - две популярные франшизы о Холмсе.
Холмс BBC, как и его окружение, подчеркнуто серьезно относится к себе, своим проблемам и переживаниям. То же верно для его окружения. Человек и только человек в центре. Вспомним рассуждения Милвертона: слабое место английского правительства - Майкрофт Холмс. Слабое место Майкрофта - его брат-наркоман. Слабое место Шерлока - его друг Ватсон. Слабое место Ватсона - его жена. ВСЕ остальное - игра, иллюзия, чертоги разума. Иллюзорна колелкция компромата Милвертона. Иллюзорна суперхакерская программа Мориарти. Иллюзорны страдания и смерть Холмса. Иллюзорно преступление и ответственность за него. Иллюзорен закон. Иллюзорно государство. Важно только переживание происходящего в блоге Ватсона. При этом самое главное - приобрести репутацию (суперсыщика, суперзлодея, хранителя суперсекретов, супербюрократа - несущественно), самое страшное - репутацию потерять. Поскольку любая репутация основана на иллюзии, то вывернуть ее наизнанку - раз плюнуть. Мы блуждаем в игре отражений, ничто, кроме нас, не достоверно, а значит - не достоверны и мы сами, ибо нет критериев оценки достоверности. Поэтому - и только поэтому - люди тянутся друг к другу, ища в других подтверждения собственного существования. Холмсу нужен Ватсон, потому что Ватсон в него верит и им восхищается. Ватсону нужны Холмс и Мери, потому что он адреналиновый маньяк и при этом прирожденный солдат, ведомый, а эти двое обеспечивают ему поприключаться, и вроде бы как со смыслом, и думать самому не надо. И т.д.
Холмс у (цыгана!) Ричи, как, впрочем, и Ватсон, как и прочие (заслуживающие, по мнению автора, уважения) персонажи, во-первых, ни в ком по-настоящему не нуждается. Он как раз играет в зависимость от Ватсона. И Холмс, и Ватсон ценят именно свой образ мыслей. Во имя серьезного отношения к делу Холмсу совершенно не в лом валять дурака. И подставляться. И жертвовать не только жизнью. И попадать в глупое положение. И ошибки делать - не ошибается только тот, кто живет в иллюзорном мире. И все это с легкостью, не задумываясь ни о чем, кроме по-настоящему ценного результата, потому что собственная шкура или там репутация - это как раз игра. И вообще выход за пределы серьезного - норма, потому что есть само это серьезное и есть эти самые пределы, и мегасерьезный Ватсон оттягивается на своем "мальчишнике" так, как Ватсону BBC не судьба оторваться ни под пулями талибов, ни в постели с киллером.

@темы: Концепты на заказ

15:11 

Внутренний хлопкороб круче внутреннего монгола!

13:39 

Вариации на тему

Ямайская ведьма в гниющем лесу,
Я патоку с ромом в ладонях несу.
Ты видел при жизни так мало чудес –
Но нынче зовёт зачарованный лес!
Ты в трюме вонючем за море приплыл,
Ты жалким рабом на плантации был,
С мотыгой, под плетью вся жизнь протекла,
Пока лихорадка тебя не сожгла,
И в гнили болотной обрел ты свой дом…
Утешься! Что проку жалеть о былом!
Волшебные травы тебя обовьют,
Забудешь про плеть и про каторжный труд.
Я жертвую духам сигары и ром –
Пляши же со мною, забудь о былом,
И дверь Папа Легба откроет в ночи –
Стань Лоа, страдалец, о прошлом молчи!
Я кровь петуха белоснежного лью:
Разделим мы силу твою и мою,
В морской глубине и в небесной тиши
Мы много чудесного встретим! Пляши!
Когда ж в чародействе меня превзойдешь,
Когда ты свободу от чар обретёшь,
Когда позабудешь ты и обо мне –
Вновь песня взовьется при полной луне:
«Ямайская ведьма в гниющем лесу,
Я патоку с ромом в ладонях несу».

18:02 

Vox populi

Вековой народный опыт, зафиксированный в пословицах, позволяет однозначно утверждать, что доминирование традиционных семейных ценностей ведет к увеличению количества генетических заболеваний:
читать дальше

09:22 

Метасодержание пейзажной лирики

,.. равно как и любого произведения искусства, построенного на воспроизведении пейзажа, т.е. визуально охватываемой группы объектов внешнего мира, не обладающих изначально системностью (отсюда демонстративная случайность быта как фактор построения городского пейзажа) и, соответственно, не отражающей (в отличие от интерьера) напрямую каких-либо культурных установок, заключается в затягивание внешних, неосмысленных по определению, объектов в систему культурных референций.
См. пример Лосева из писем Петрарки: это не просто горы, это то, от созерцания чего можно получить эстетическое (т.е. культурно обусловленное) наслаждение.

10:32 

Замок Метони в Греции.

Фиг. 1 (репост репоста).
читать дальше

И Фиг. 2.
читать дальше
Давно уже руки чесались ;)

09:17 

Разговоры запросто

Мороз. Захожу в класс, в нем полтора инвалида в шубах. Ну, не полтора. Шесть из тридцати. Раскочегарили аудиторный проектор и что-то выискивают на видеохостинге:
- Денис Вадимыч, а давайте кино смотреть!
- Давайте, - говорю я. В самом деле, чего их мучить Грибоедовым, подожду, пока весь класс оттает.
Возвращаюсь на кафедру, приношу диск и запускаю "Маленькие трагедии". Дети исправно смотрят два урока, некоторые даже под впечатлением и хотят еще:
- Денис Вадимович, а это что за фильм был?
(тихо) Ну ты чо, там же написано было... "Я царь, я раб, я червь, я Бог!"

Кошка в течке. Катается по полу, орет и напрашивается. Беру в охапку и тащу за дверь, нафиг. к кавалерам.
- Что это ты там делаешь с кошкой?
- Ничего такого, о чем я не мог бы рассказать депутату Милонову!

11:58 

Хроники пикирующего бомбардировщика: нанотехнологичное.

В вестибюле Главного учебного корпуса бывш. УПИ стоит новенький гадальный автомат.
За скромную сумму от 50 до 300 р. енто чудо техники проведет для вас полную диагностику по отпечатку пальца. От проверки состояния здоровья до профориентации и составления полного психологического портрета. Кстати, тому, кто отдаст этой жестянке три сотни, я и сам могу составить такой портрет. начинаться он будет со слов "Вы чрезвычайно доверчивы".
- Шурум-бурум! Позолотите рукоятку! (с) Л.Сапожников, "У нас в Кибертонии".

17:36 

Гендерная эстетика, ч.2

Мужское отношение к миру - действие и трансформация. Женское - переживание и сохранение. Крайние, образцово-показательные проявления этого в эстетике - классицизм и барокко.
Герой барокко непрерывно движется в непрерывно движущемся мире и непрерывно меняется, зачастую совершенно непредсказуемым образом. Мир барокко - чернуха, подвиг, внезапная пауза со всплеском ассоциаций и возвращение в трансформацию, опорные точки случайны, а смысл запределен и либо здесь-и-сейчас несуществен, либо по-человечески неприемлем: "верую, ибо нелепо" - методологическая основа барокко. Роман большой дороги, где дорога важнее романа. Движение, ставшее самоцелью, эпос, доведенный до абсурда.
Герой классицизма, прежде всего классицистической трагедии - субъект не действия, но переживания по поводу. Действие вынесено за кадр как неправдоподобное, непристойное, отвлекающее от главного - от медитации по поводу свершившегося - свершающегося - того, что дОлжно совершить. Эмоциональное и рациональное не противопоставлены ("долг" - тоже чувство, причем не рационализированное, а социализированное, см. ниже), но сплетены в процессе формирования базиса для действия, созидания нравственных основ. В трагедии, таким образом, доминирует лирическое начало, вытесненное классицистами из собственно лирики рационализацией индивидуального. Однако это не собственно лирика.
Характерный момент: герой барокко по определению один на один с миром (ну или с Богом, не так уж существенно) - герой классицизма не мыслит себя без социального контекста. Странник, которому не нужно даже толчка для того, чтобы сорваться с места - и домосед, обставляющий любой жизненный слом эмоциональными рюшечками, связями и обязательствами.
Единственный безоговорочно гениальный классицист Расин был практически тепличным растением, его повседневное существование полностью определялось устойчивостью социальных структур. Обратный пример: Мильтон, начинавший как рафинированный классицист, огребши от жизни в момент многократной ломки устоев, превращается в великого поэта - но поэта барочного.
Аспект социальности как условия экспликации дает интересный аспект в соотнесении организующих принципов родов литературы. Лирика в определенном смысле столь же асоциальна, сколь и эпос,- это выход к той же точке, к точке "я и мир" - без посредников, без внешней мотивированности и внешних оправданий. Лирическое переживание - внутреннее деяние, изменение себя, но лирический текст - переживание, эксплицированное для внешнего мира, причем переживание, выплескивающее индивидуальное в акте эмоциональной экспансии. Следовательно, если лирическое переживание как таковое - воплощение женского начала, то его отражение в текстах - воплощение начала мужского, при всем уважении к Сапфо и Ахматовой. При этом словесность (по крайней мере, древнегреческая) развивается не зигзагом (эпос/лирика/драма как промежуточный вариант), но поступательно, от наиболее мужских (эпос) через промежуточные (лирика) к женским формам (лирическая драма).
P.S. Дополнительно о лирике. первый известный нам лирик Древней Греции - Архилох. Сколько я помню, единственный из таки лириков, которого греки натурально обожествили - именно как поэта (Гомер и Гесиод не в счет, они не лирику писали). Так вот - очень показательная у него получается биография. Прожил подчеркнуто мужскую жизнь профессионального воина. При этом был отвержен социумом. и по этому поводу не по-мужски рефлектировал. Однако результаты своей рефлексии очень по-мужски использовал в повседневной жизни. В том числе (история с Ликамбом и его дочерью) как оружие.

@темы: Концепты на заказ

11:00 

Киплинг о хакерах:

- Читай повествованье о Еварре, творце бАгов в стране за океаном!

13:20 

Из архивов, под руки попалось

Сцена из "Фауста" в кратком изложении для слушателей курса зарубежной литературы в исламском университете XXXII века.
- Я очень, очень старый табиб. Все говорят - вай, какой умный! А я глюпий! Глюпий! Ой-вой, не хачу бить доктороом... Не хачу бить профессорооом... Академиком быть не хачууу... Сам не знаю, чего хачу, да?
(появляется дьявол)
- Кто ты такой. о сын греха?
- Я - Шайтан, Иблис, враг рода людского. Я пришел к тебе, потому что Аллах лишил тэбя разума, и хачу сделать тэбэ гадост.
- Вай, как интэрэсно, а что ти можешь мне дать?
- Я напою тэбэ зельем, проклятым Аллахом, и ты будешь скакать как горный казол, пока нэ заболит галава. Я познакомлю тебя с женщиной, которая нэ прячет свое лыцо и не стыдытса лгать родитэлам. Я подару тэбэ валшебный ящик, в котором ты увидиш всо, что я захачу тэбэ показать. За это ти будеш мой раб и проклянеш Аллаха вовеки. Ты согласен, о сын верблюда?
- Да, о повелитэл, давай начнем прямо сейчас!

16:10 

Эпоха Дирижабля: первое погружение

Опрос. Мнение народное, а мнение народное, а вот прикинь, кому не лень: кто из приведенных субъектов, на твой взгляд, больше тянет на роль главного героя, центра и, возможно, субъекта повествования?
1. Капитан. Женщина. 50+. Полукиборг. Юнгой ходила в Первую Кругосветную, во Вторую – уже старшиной. Участник Ватиканской кампании, отражала нашествие чжурчжэней, сопровождала гуманитарные конвои в Японию, дралась с драконами над Тибетом, прикрывала колонизацию Египта. Исследовательские миссии в Северной Африке и на Ближнем и Среднем Востоке. Ветеран-ветеранище. Исполнить приказ, сохранить корабль, сохранить экипаж. Приоритеты – начиная с последнего пункта, так что с приказом ... как получится, а адмиралов мы в гробу видали. На самом деле мир прекрасен и до сих пор интересен, но подчиненным об этом лучше не рассказывать, чтобы не расслаблялись.
2. Старпом. 35+. Потомок старой военной аристократии, папа – чуть ли не герцог и маршал Франции, перешедший на сторону республики в самом начале Революции. Бабник, эстет, любитель красиво пожить и красиво приложить, причем можно словцом, а можно и кулаком, по английской моде. Понты шире хари, но дело знает.
3. Второй инженер, предатель и тайный адепт католицизма, светский иезуит. Сельский выходец. 30+. Внешне открыт и доброжелателен. Внутренне – Штирлиц. Прописанный социально-критический взгляд на вещи.
4. Первый навигатор. Старик 60+, свидетель Апокалипсиса. Паранорм (ясновидец, полутелепат). Инвалид, перемещается в механическом кресле старой конструкции. Эмоциональный рисунок пока не определен - есть варианты.
5. Второй навигатор, хомо новус, 30+, истовый тайный следователь Конвента с абсолютными полномочиями. На корабле предатель. И диверсант. Или все тут предатели. И диверсанты. Революция в опасности! Холоден, аналитичен, наблюдателен, вообще профи, причем для него это дело долга и чести. Возможно, женщина.
6. Заяц. Точнее, затравленный крысеныш. Унисекс. пол изначально фиг-его-знает, дальше по обстоятельствам. Возможно, мутант. Выходец из городских трущоб – «скажи спасибо, что дышишь, а за пожрать ты нам еще не заплатил». Возможно, потомок той части аристократии, которая не адаптировалась. На корабль забрался, то ли спасаясь от уличной банды, то ли скрываясь от полиции, то ли от тех и от этих сразу.
P.S. Насчет целого романа не обещаю пока, как пойдет. но фрагмент с выбранным соцопросным методом героем будет обязательно ;)

Вопрос: Об ком охота прочитать будущую историю?
1. Капитан 
5  (62.5%)
2. Бонвиван 
1  (12.5%)
3. Ренегат 
2  (25%)
4. Инвалид 
0  (0%)
5. Жавер 
0  (0%)
6. Крыса 
0  (0%)
7. Свой вариант (с разъяснением в комментах) 
0  (0%)
Всего: 8

@темы: Эпоха Дирижабля

09:50 

Глобальное потепление


07:34 

Маленький кроссовер с реальностью

Годвилльский Рандом ушел в отпуск. И уехал отдыхать. В Крым.

17:06 

Из современной коммуникативной психологии

- Как читать человека, словно книгу?
- Общайся с ним только в текстовом режиме.

09:38 

Об идеалах

Идеал, который усиленно внедряется нынче партией, правительством, РПЦ и иными депутатами, безусловно, уважаем, культурно обоснован и опирается на (некоторые) базовые человеческие стремления.
У этого идеала много блестящих литературных воплощений. Однако в отечественной словесности есть воплощение базовое и, пожалуй, наиболее качественное - как по художественной силе, так и по просчитанности последствий реализации.
"Сон Обломова". Обломовка. Обломовщина.
"Единая Россия" - партия политической обломовщины.

16:46 

Варианты и инварианты

Под катом ранний вариант финала "Ермаковых лебедей". Бажов его в более поздних изданиях урезал по части конкретики, зато подбавил патетики, и получилась чистая легенда вместо привязанного к местности слышковского сказа, да еще и сам рассказчик из текста девался. Итоговый текст жанрово почище, но на мой взгляд, исходник поживее был. Впрочем, дело вкуса.
читать дальше

11:57 

Хммм... кис-кис?

17:03 

Дададададаа!

16.08.2013 в 07:55
Пишет Hamajun:

Ящик водки - и всех обратно (с)
Эль-Лис таки вызвала из забвения Вавилон5. Наш Вавилон 5. ;)

Так что, если вы соскучились по квестовым форумкам, где
- решение квеста интереснее, чем куртуазия дамского романа,
- игрок окружен резвыми обоснуями, пасущимися в прериях здравого смысла,
- нет нижнего лимита поста
- партнер вас СЛЫШИТ!!!
- игра идет активнее, чем один ход в неделю (хотя вот мне это не всегда удобно, но это я урод)
- с вами щедро поделятся иронией и с удовольствием отведают вашей
- мастера хотят все больше трындеца (с)

То вам сюда - babylon.mybb.ru/

...и хвала Эль-Лис!


Нара, я ООЧЕНЬ выразительно на тебя смотрю. :weep:

URL записи

09:31 

Хроники пикирующего бомбардировщика

Только что в деканат явилась девица из свежих первокурсников. С мамой. Они поступили и пришли узнавать на предмет поселения в общежитии. Все путем. одна проблема: ни мама, ни дочка не знают, на какой же факультет они поступили.
Уточнили специальность. Не знаем, где такое есть, но точно не у нас. Отправили искать дальше. Но в целом перспектива радует. Дураки и раздолбаи были всегда, и в вузах дураки и раздолбаи училвались, но чтоп настолько... Егэ, чего ж тут скажешь.

Речи Рёгина

главная