• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
07:14 

Скучная история

Я не встречался с привидениями.
Мне не доводилось видеть Мастеров Меча, парящих над крышами домов.
Я не верю в сглаз и порчу.
Я не считаю "чудом" потомственную истеричку, накрутившую себя до каталепсии.
И все это не имеет никакого отношения к факту существования или не-существования Господа Бога, равно как волшебства или мастерства.

09:03 

Шекспир Кальдеронович

После очередного масштабного расследования гомоэротической природы поведения бедолаги Гамлета (не нашел ссылку, но это давно висит где-то на ЖЖах) как-то подумалось вот о чем.
1. Текст Шекспира действительно содержит ряд странностей. Нерешительность Гамлета действительно присутствует в тексте ("Врут про Гамлета, что он нерешителен" и т.д. - романтическое самообольщение, равно свойственное фашистам и интеллигентам. Еще как нерешителен и сам про это знает и постоянно винит себя в этом), лебезящая перед сыном Гертруда, явная неадекватность действий Клавдия и весьма сомнительная роль Призрака - все это обращает на себя внимание, и при этом как-то не укладывается в связную интерпретацию.
2. Отследим ситуацию - наскоро и без цитат. Гамлет, вернувшийся в Данию, изначально крайне раздражен, полон подозрений, готов к взрыву. Но! Получив прямые указания от Призрака, да еще при свидетелях, Гамлет, вместо того чтобы немедленно пройти "точку невозврата" и начать мстить - останавливается. Он сомневается в истинности слов Призрака и начинает их проверять. Затем, проверив, почему-то снова и снова воздерживается от мести, иногда - вроде бы оправдано обстоятельствами (сцена с молитвой Клавдия), но по совокупности ясно, что он попросту ищет оправдания своему бездействию. Сам Гамлет это чувствует, пытается накручивать себя - и теряется в мучительных раздумьях: почему же он все-таки не может заставить себя отомстить.
У него есть для этого все основания. Он уже убежден, что Клавдий убийца. Он оскорблен поведением матери. Клавдий омерзителен ему эстетически, политически, человечески. Он (по ряду интерпретаций, текстуально, в общем, мотивированных) ревнует Офелию к Клавдию. Он сам обо всем это знает - и все равно не может вызвать в себе желание убивать. И это не потому, что Гамлет в принципе убивать не умеет и не любит. Розенкранца и Гильденстерна он стирает с лица земли, даже не задумываясь о допустимости подобных действий. Он человек своего времени.
А вот с Клавдием не катит.
Самого Гамлета это гнетет настолько, что он начинает бурное копание в собственной душе. Тургенев, полагая Гамлета совестливым, но душевно холодным интеллигентом, запрягает телегу вперди лошади. Гамлет не таков ИЗНАЧАЛЬНО - но в попытках понять, что именно им НЕ движет, он доходит го глубин философской рефлексии, до осознания неразрывного единства себя и мира, до антивозрожденческой концепции безнадежности личных усилий - короче, он ВЫРАЩИВАЕТ в себе этого самого почти современного интеллигента. Это происходит - но это СЛЕДСТВИЕ бездействия Гамлета, а не его причина.
3. Так что же останавливает руку Гамлета, буквально не позволяя ему создать в себе настроение, нужное для мести? Что не позволяет по-настоящему возненавидеть Клавдия? Уж точно не фрейдовский комплекс вины, и тем паче не гомосексуальная привязанность Гамлета к Клавдию. И то, и другое могло удержать от действий, но не могло породить эпистемологического ступора, непонимания себя: должен отомстить, могу отомстить, но ПОЧЕМУ-ТО не хочу. На самом же деле ситуация разрешима без подобных наворотов - и вполне в духе времени Шекспира. Хотя - стоит подчеркнуть - на такое понимание прямых указаний в тексте нет. Просто оно все объясняет.
Дело в том, что на самом деле Гамлет - сын Клавдия.
Гертруда сходится с Клавдием немедленно после похорон просто потому, что они давние любовники. Гертруда страшно переживает, что Гамлет настроен против Клавдия, потому что ОНА-ТО знает, чей Гамлет сын. Призрак уже тоже в курсе, и холоден с Гамлетом. Кстати, это призрак из Ада, и он толкает Гамлета не на справедливую и праведную месть, а на злодеяние - на пролитие крови отца. Гамлет пытается найти в себе любовь к Гамлету-старшему и ненависть к Клавдию, но голос крови препятствует его действиям и манипулирует его чувствами - незаметно, буквально из-за пределов постижимого для самого Гамлета, потому что принц-то не в курсе дела. Однако отравив Гертруду и Гамлета, Клавдий сам разрывает эти неколебимые узы. После чего Гамлет убивает его - сразу, просто и буднично.
Очень рационально выстроенная драма об иррациональности человеческих отношений.
Не знаю, может, у кого-нить такое прочтение уже и было, но мне как-то не попадалось.

20:07 

Страх и нищета в Третьей империи

Макиавелли, рассуждая о взаимодействии правителя и народа, дает любопытную версию природы общественного договора. Причем не напрямую и не в одном месте, но по сумме рассуждений получается вот что: любая власть легитимна, если подданные ее уважают. Подчеркиваю: не любят и не боятся (хотя Макиавелли как раз много говорит о страхе), а именно уважают. Страх ценен потому, что в некоторых случаях является одной их форм уважения ((с) Давыдчев), а вот любовь - не является, и поэтому любовь народа правителю без надобности.
При этом "государь" не то чтобы ставит своей целью это самое уважение завоевать. Он просто действует "правильно" - обладает Доблестью, "virtu". Доблесть - это ни в коем случае не "добродетель", доблестным может быть и махровый злодеище (Как пример у Макиавелли - Чезаре Борджа). Доблесть государя составляется из двух аспектов: а) готовность совершить поступок, если ситуация того требует и б) готовность принять на себя безусловную ответственность за этот поступок. Замечу: доблесть не эквивалентна "соответствию Дао", она не гарантирует того, что совершенные поступки будут верными, власть устойчивой, а государство процветающим. Она, по большому счету, гарантирует только одно: современники и потомки сочтут носителя virtu, скажем так, интересным человеком. Примечательным. Ну а в политике бонус такого правителя в том, что подданным потребуется весьма-таки серьезная причина, чтобы против него восстать. То есть, РАЗУМЕЕТСЯ, у него будут личные враги, ненавистники даже, но большинство - в нейтральной ситуации - скорее всего, будет "за".
Разумеется, доблесть куда легче (психологически) проявлять правителю, который опирается на насилие и/или традицию, чем выборному правителю, который опирается на закон (и на поддержку элит). Тем паче - чиновнику-назначенцу. Хотя в истории есть примеры и того, и другого. Поэтому чем дальше развивается демократия, тем труднее ожидать появления в политике действительно ярких личностей - и тем менее серьезно отношение народа к власти. Дальше можно долго рассуждать о способах восстановления - или способах создания иллюзии подобного восстановления - этого самого серьезного отношения. Уважения, которое обеспечивает легитимность. Которое является показателем наличия ЗАКЛЮЧЕННОГО общественного договора. Проблема в том, что к нам нынешним все эти выкладки никакого отношения иметь не будут. Разве что внешние, формальные.
Современная власть в России - это власть, которая опирается на насилие. На закон она систематически чхает с третьей полки. Элиты она прижала к ногтю, сделав все, чтобы самой остаться единственной в стране значимой элитой. На мнение народа - что бы ни понимали под народом - реагируют только в случае, когда это мнение выражается в масоовых акциях протеста. Да и то методом приглушения остроты конфликта, а не методом устранения системных проблем. Это авторитарная власть, тяготеющая к тоталитаризму. Фактически диктатура.
Но одновременно современная власть в России - это власть, начисто лишенная доблести.
Опять-таки подчеркну: доблесть ни в коем случае не эквивалентна демонстрации на публике мускулистого торса или полетам на реактивном истребителе в свободное от работы время. Рузвельт был развалиной и инвалидом, а Черчилль - жирной свиньей. Но они действовали - и за свои действия и слова отвечали.
Нынешняя власть в России - это власть, которая патологически делает НЕ ТО, что говорит, и не смеет озвучить, что именно она в данный момент делает. И ведь не то чтобы эта власть не действовала. Но она всегда - ВСЕГДА - объясняет свои действия так, чтобы продемонстрировать: мы ни за что не отвечаем. Мы принимаем только неизбежные и единственно правильные решения под действием непреодолимых обстоятельств. А так бы мы вообще сидели тихо и никого не обижали. МЫ ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ.
Это трусливая и завравшаяся власть. Она боится - именно БОИТСЯ - народного мнения (чего бы ей иначе так шпынять этих несчастных "несогласных"? уж точно они никакой угрозы не представляют, так нет - не дай бог кто-то заметит сам факт несогласия!), при том что давно и прочно игнорирует это самое мнение в политической практике. Власть презирает народ и одновременно боится его - потому что..
Потому что народ эту самую власть презирает. Но не боится.
Некого боятся. Никого нет. Нет "мафиозного государства", к примеру, или "Большого Брата", или как там еще наших власть имущих поливают те которые демократы. Есть серость. Жадная, туповатая, агрессивная, абсолютно неразумная серая масса. Быдло - это не народ. В современной России быдло - это те, кто народом правит. И то, что любого жителя это самое быдло в любой момент может оскорбить-опозорить-избить-искалечить-посадить-убить-уничтожить морально и физически... да все что угодно может, стоит ему этого захотеть - не имеет значения и не вызывает ни страха, ни уважения. Потому что даже если это будет сделано - никто и никогда не посмеет сказать "Я это сделал. Я считаю это нужным и правильным, кто пикнет что-то против - огребет то же самое".
Сделать сделают, сказать - не скажут. Кишка тонка.
Забавно, что нынешняя власть временами начинает заигрывать с образом Сталина. Они, кажется, не понимают, почему этот деятель многим симпатичен. Ни фига не потому, что он воплощение сильной централиованной власти и тотального контроля, которыми, видимо, бредят некоторые поборники "вертикали". Просто Сталин был... чем-то. Злодеем, убийцей, но - личностью. Принимавшей решения. Сталиным увлекаются В ПИКУ нынешним властям. На их фоне он немеряно ярок. Он почти эпический герой. Но ОНИ-ТО на его фоне смотрятся еще позорнее, чем без него!
Выводы из всего вышесказанного, впрочем, неутешительны. Одна такая власть, завравшаяся, неуважаемая и неэффективная, у нас уже недавно была. Кончилась она распадом страны и так немножечко гражданской войной. Что естественно, общественный договор-то практически не функционировал. Достаточно было толчка - и посыпалось все здание. Сейчас договора тоже нет. Власть нелегитимна - и вряд ли может сделать что-нибудь, чтобы эту легитимность себе вернуть. Тут никакие нашисты и никакой пиар не спасет. А значит - скорее всего, опять-таки хватит и небольшого толчка. Боюсь только, в этот раз "немножечком" мы уже не отделаемся.

09:22 

Лингвистическое.

Никак не пойму, как мне правильнее называть любимую женщину. Ясно. что это должна быть какая-то производная от слова "чудо" - но вот "чудесная" или "чудовищная"?

07:57 

Не в коня корм,

или К вопросу о пользе селективного подхода в организации среднего образования.
(cочинение написано в формате мини-ЕГЭ по материалам эссе У.Эко "Эклога классикам". Орфография и пунктуация авторские)

По моему мнению автор выражает свою неадекватную позицию по отношению ко всему тому, о чем он написал. Весь текст (по моему мнению опятьже) бред сумасшедшего. Я могу привести один хороший пример из жизни, когда Гоголь после своего величайшего произведения литературного искусства "Мертвые души" вдруг начинает прославлять монархию, проповедовать сильную, непокалебиму веру в Бога, начинает занимать положительную позицию по отношению к крепостному праву. Цитата из письма Белинскова к Гоголю: "Ты придался лжи, прогнулся перед властями, тебя оставили ум и талант". У меня сложилось впечатление, что У.Эко, выполнял гос. заказ по пропоганде классических произведений и их авторов, из этого можно сделать очевидный вывод: он, как гоголь, прогнулся перед властями.
Но Нужна ли нам классическая литература? Мой ответ - Нет, все, что написано не про наше время, без современного мировозрения ложь, пропаганда монархической позиции - тоже ложь. Моя позиция совпадает с позицией Белинского. И добавить больше нечего...

Аминь.

07:41 

О конце света, эпистемологии и культурном наследии

Классическая литература (отчасти) предотвращает конец света, поскольку формирует у читателей кореллирующие между собой образы мира.

09:29 

Великопостненькое

1. В замысел Бога о человеке входит необходимость страдания.
2. Если человек не страдает - значит, он исключен из замыслов Божьих, т.е. проклят.
3. Если Господь желает наказать человека - он лишает его разума и/или способности чувствовать страдания.
4. Чем большего человек добился в жизни для себя - тем меньше страданий он испытывает. Поэтому всякий, кто достиг богатства, власти или славы, по определению как минимум наказан Господом, а весьма вероятно, что и проклят по грехам своим.

Вывод. Если твои дела вдруг пошли на лад - задумайся, за какие прегрешения тебе послано это наказание, и смиренно моли Господа смилостивиться и вернуть тебе возвышающее душу страдание. Ибо что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?

16:54 

Видимый миру смех сквозь вполне очевидное "Кому это надо"

Данная подборка позаимствована в изложениях по статье Гончарова "Мильон терзаний". Орфография авторская. В смысле, авторов. Местами пояснения в скобках. Реплики сгруппированы по фрагментам исходного текста.

Комедия «Горе от ума» является особняком в русской литературе (держится как особняк в литературе, некий особняк в литературе, держит особняк в литературе, держиться навроде особняков под культуру).
Произведение появляется раньше многих других и переживет некоторые.
Она (комедия), словно маложивший старик, который воскрес и ходит теперь бодрый и свежий по могилам других стариков, проживших долгую жизнь.
Она, как столетний старик, бодрый и свежий, всегда актуальна, и не кому не приходит в голову, что ее время когда-нибудь придет.
Она (комедия) как столетний старик, около которого все умирает.
Его (Чацкого) речь кипит умом и остроумием, но, несмотря на это, у него есть сердце.
Речь его кипит умом и совестью.
У него есть сердце и он кипит умными высказываниями.
Он умен, обладает остроумной чувственной речью.
Действительно, умный, чувственный и правдолюбивый человек.
Лишь его присутствие не дает сделать из комедии нравственную картину.
Но личное его горе не от одного ума, хотя ум был страдательной причиной.
Горе главного героя не только от его ума, а столько от применения его в разных ситуациях.
Горе не только от ума, но и от страдательной роли. Он применял свой ум не в тех ситуациях, поэтому Пушкин лишил его ума.
Ум является основной проблемой Чадского, от которого Пушкин его освободил.
Чацкий и его страдательная роль, но она всегда победительная, они не знают его победы. Он запрятавший в пословицу «Один в поле, не вор».
Он защищает новую жизнь – жизнь свободы, запрятав ее в пословицу «Один в поле не воин».
Реинкарнация Чадского из комедии «Горе от ума» всегда стоит на пороге любой смены идеалогических поколений.
Его положение в обществе различное, но он занимает роль от верха до низа.
Литература не вырвется из круга Чадского, пока автор не коснется смены поколений.
Автор критической статьи ставит во главу стола образ Чацкого. Его силу воли, его безысходство.
Автор показал, что можно быть всего лишь гениальным персонажем, и без разницы, какие все вокруг.
Миф про митея (это уже из комментариев).
Я, на личном примере могу привести из жизни таких людей, как Чатский.

19:26 

Что-то вроде объявления

Подрядился ехать на Русь Мультяшную Солнцем земли Русской, ласковым князем Владимиром.
Сталбыть, ищу княжий двор ;)
(мрачно) этак еще немного - и вместо задуманной записной книжки получится нормальный блог... вот только его мне и на хватал.

09:34 

Трава для курения. Дубль 2.

1754 г. - Георг Вильгельм Рихман, оправившись после удара молнией в августе 1753 г., в ходе работ по измерению параметров атмосферного электричества обнаруживает эффект электрического дальнодействия.
1757 г. - М. В.Ломоносов, основываясь на открытии Рихмана, создает первое в истории устройство дальней электрографической связи.
1765 г. - открытие экспериментальной электрографической линии Москва-Берлин-Париж-Филадельфия.
1766 г. - работы Г.Кавендиша по исследованию "горючего воздуха" (водорода).
1771 г. - начало промышленного производства электрографов.
1774 г. - открытие Пристли "дефлогистированного воздуха" (кислорода).
1775 г. - А.Вольта изобретает химический источник постоянного электрического тока.
1780 г. - изобретение парового котла Дени Папеном.
1781 г. - публикация работ Шарля Огюста Кулона по взаимодействию электрических зарядов.
1783 г. - работы Лавуазье и Менье по разложению воды на водород и кислород раскаленным металлом.
1783 г. - первые публичные полеты аэростатов конструкции братьев Монгольфье и профессора Шарля.
1785 г. - открытие электрической дуги А.Вольта.
1785 г. - открытие Франклином явления электролокации.
1786 г. - работы Лавуазье по электролизу воды.
1788 г. - начало Апокалипсиса.

Природа газа, получившего название Aerius Tophanis, до сих пор остается загадочной, несмотря на все успехи современной химической науки. Неповторяющиеся результаты и несколько крупных катастроф в исследовательских лабораториях заставили ограничить его изучение, при всей актуальности вопроса. Как бы то ни было, массовые выбросы Aerius Tophanis из подземных резервуаров впервые были зафиксированы по всей планете в июле 1788 года, после серии крупных землетрясений и извержений вулканов в бассейнах Тихого и Атлантического океанов. Есть все основания предполагать, что незначительные утечки газа в земную атмосферу наблюдались и ранее - в частности, именно его психотропным и мутагенным воздействием ряд исследователей склонны объяснять как всплеск естественных наук и взрыв изобретательской активности во второй половине восемнадцатого века, так и рост оккультно-мистических настроений в самых разных слоях общества в эту же эпоху.
Первый удар газовых выбросов пришелся по сравнительно малозаселенным территориям - Африканский континент был накрыт практически полностью, Америка пострадала не в меньшей степени, однако промышленно развитые восточные районы США оказались почти не затронуты. В Европе основные потери понесло Средиземноморье, Азия была затронута крайне неравномерно (позднее выяснилось, что Япония, к примеру, вообще почти не пострадала от наступившей катастрофы - в результате большинство японцев сравнительно благополучно пережили первые две волны, к моменту же прихода третьей население уже располагало поставленными из Европы средствами индивидуальной и коллективной защиты). Австралия вообще оказалась единственной территорией, которую выбросы обошли стороной, последним уголком Старой Земли.
Как известно сейчас, Aerius Tophanis в больших дозах почти неизбежно вызывает у человека быструю и мучительную смерть. При этом многие животные и особенно растения оказались достаточно устойчивы к его воздействию, однако при этом они подвергаются быстрым и зачастую чудовищным мутациям. Добавим к этому психологический шок, усугубляющийся совсем недавно обретенной человечеством и еще не вошедшей в привычку возможностью мгновенного получения новостей, а также вызванную малыми дозами яда повышенную нервную возбудимость - и после этого вспомним о том, что немаловажной частью вероучения господствующих церквей в ту эпоху был неизбежный и скорый Конец Света. Именно так и отреагировали на события основные христианские конфессии - тем более, что продолжение катастрофы полагалось неизбежным (вероятнее всего, это был своего рода акт массового ясновидения - во всяком случае, иных причин для этих ОПРАВДАВШИХСЯ ожиданий так и не было обнаружено). По Европе прокатилась волна истерической религиозности, сопровождавшейся охотой на ведьм, превзошедшей по масштабам "достижения" Темных Веков - возможно, потому, что на сей раз мракобесие имело зримые оправдания: одним из побочных эффектов яда оказалось спонтанное и - на тот момент - неконтролируемое проявление паранормальных способностей. Однако костры Новой Инквизиции и массовые шествия флагеллантов вряд ли смогли бы спасти человечество.
Зато это сделали химики.
Сейчас, задним числом, мы можем сказать, что общественная реакция на изобретение 15-летним Хэмфри Дэви кислородной дыхательной маски (при всей несомненной романтичности этой истории на всех ее этапах - от экспериментов Дэви в затопленных ядом шахтах Ньюкастла, до путешествия подростка через беснующуюся Францию в Париж, к престарелому Лавуазье, и его участия в якобинском перевороте, прошедшем под красно-белыми знаменами и лозунгом "Кислород и свобода!") - так вот, эта реакция также определенно несла в себе элементы массовой истерии. Здесь, кстати, стоит отметить, что социологи вообще склонны принижать историческое значение открытий Дэви, не без основания замечая, что и изобретение, и изобретатель вполне могли погибнуть в ноябре 93-го. Тогда, как известно, только вмешательство Робеспьера, впервые проявившего себя не клубным краснобаем, но подлинным трибуном и незаурядным демагогом, позволила остановить толпу фанатиков, которые направлялись на кислородные заводы в Ле Бурже, чтобы "каленым жедлезом выжечь гнездо прислужников Сатаны, своими нечестивыми умствованиями мнящих воспротивиться воле Всевышнего". Инквизиция, поощрявшая уличных проповедников, не учла одного: толпа - оружие обоюдоострое. По сути, Робеспьер в своей пламенной речи всего лишь предложил надежду на спасение там, где его противники говорили лишь о неизбежной гибели; однако этого хватило. Сагитированные будущим Первым Консулом парижане смели штурмовые отряды "архангелов", охранявших Бастилию, которая стала в те годы оплотом Инквизиции. Так началась антиклерикальная революция, названная впоследствии "Великой" и положившая начала строительству "Общества разума". Церковь была объявлена вне закона (характерно, что в России, к примеру, это сделала непосредственно Екатерина Вторая, поддержанная представителями крупной аристократии). Повсеместно строились электролизные заводы и налаживалось производство масок. По сути, повторимся, охватившее людей воодушевление носило истерический характер, однако это была истерия, направленная в конструктивное русло. Вторая волна выбросов Aerius Tophanis, пришедшая в 1794 году, была встречена подготовившимся к бедствию человечеством.
Впрочем, на практике "подготовленными" оказались немногие. Миллионы погибли в Азии, в Европе уцелел ряд промышленно развитых и густонаселенных центров, в которых одержали победу просветители - и практически обезлюдели окраины, в которых позиции Церкви оставались сильны, а дыхательные маски объявляли печатью Антихриста.* При этом выжившие также находились перед угрозой гибели - их окружали отравленные территории, кишащие мутантами-животными, а порой и мутантами-людьми, и при этом не имелось средств к существованию: подавляющее большинство сельского населения погибло, а выжившие также искали спасения в городах, превратившись из поставщиков продовольствия в "лишние рты". Однако диктатура просветителей и электрографы, позволившие мгновенно обмениваться научными и производственными идеями, а также отсутствие возможности выбора и крах традиционной денежной экономики и, наконец, уже упоминавшееся стимулирующее воздействие малых доз яда, которое до изобретения герметичных зон обитания было неизбежным, привели к тому, что научный прогресс в этот период развивался действительно невероятными темпами, и изобретения, потенциально полезные, незамедлительно внедрялись в жизнь. Там, где в подобных случаях ранее новшества встречали сопротивление - к примеру, сопротивление консервативных собственников, не желавших оказывать финансовую поддержку, церковников, боявшихся утратить идеологическую монополию, или же работников, опасавшихся конкуренции со стороны машин, в эту эпоху ученые находили энтузиазм и всеобщую поддержку. В кратчайшие сроки уцелевшим удалось создать достаточно устойчивую и развивающуюся машинную цивилизацию. Любопытно, что необходимость постоянно обеспечивать население химически чистым кислородом сыграло здесь не последнюю роль: во-первых, это потребовало усиленных исследований в области получения и применения электричества, а во-вторых, привело к накоплению громадных неиспользуемых объемов водорода, что привело к росту воздухоплавания. Модифицированные, снабженные сперва паровыми, а затем электрическими двигателями управляемые шарльеры оказались удобнейшим средством транспорта - достаточно надежным и экономичным, чтобы совершать хотя бы и кругосветные перелеты, достаточно грузоподъемным и маневренным, чтобы обеспечить как исследование поверхности планеты, внезапно снова превратившейся в Terra Incognita, так и медленную, до сих пор крайне осторожную и неуверенную экспансию человечества, попытки вернуть утраченную землю заново.
Наступила Эпоха Дирижабля.

--------------------------------------------------------------
*Любопытно при этом, что сама Церковь, как позднее выяснилось, не отказала себе в использовании "сатанинского" изобретения и после катастрофы вновь попыталась предъявить права на духовную власть - см. историю войны 1805-1815 годов с Подземным Ватиканом .

07:40 

Банальности

Считается, что игру делает мастер. Это неверно. Помимо мастера, игру делают игроки, игротехи, полигон, природа, погода, да мало ли кто еще. В одиночку можно играть только в шахматы. Или в кукол Барби. Самому с собой. К игре этот вид мастурбации отношения не имеет.
Что же в таком разе делает мастер? Мастер создает ситуацю игры. В которую вовлекаются И игроки, И игротехи, И полигон, и все остальное прочее, включая международную обстановку. Это и есть та самая штука, которая называется "магия игры". И в этом смысле - но именно и только в этом - мастер игру безоговорочно сам создает и головой за игру отвечает. Оргтехническая часть подготовки проекта этой, собственно творческой, составляющей не эквивалентна, хотя зачастую существует на том же самом поле фактов. Отчего, кстати, их многие путают. То же касается социологии, психологии и вообще методолгиии построения игр. Нужные вещи, спору нет. Однако если по их части были косяки, даже и существенные, а игра все-таки состоялась, значит, именно данный мастер (а не те, кто ему помогал или мешал) эту игру сделал. Не потому, что другие меньше него сил приложили, и не потому, что мастер по определению прав. Просто потому, что этот мир и эта страницу жизни принадлежат ему. Все целиком - включая и усилия других людей по дополнению и исправлению сделанного мастером.
Если игра удалась, то мастер состоялся.
Это не значит, что у него обязательно получится в следующмй раз. Это не значит, что сделанные (ну разумеется!) им косяки не способны убить игру, в том числе ЕГО следующую игру. Это значит только одно: В ПРИНЦИПЕ этот человек способен делать игры.
Лично мне все вышесказанное представляется совершенно тривиальным. Чес-слово, даже и писать бы не стал. Просто очень уж удивили меня рассуждения участников одного - очевидно, достаточно удачного - проекта, которые, возвращаясь домой и похваливая игру, в то же время усиленно раздумывали: а как бы это объяснить главмастеру проекта, что мастером ему быть ни в коем разе не стоит?
P.s. Торрар, Ате и Ксото, спасибо за Исландию ;)

10:50 

При всем уважении к Г.К.Честертону,..

...времена Блондингов - это та самая эпоха, которая наступила после достославной и достопамятной победы Дон Кихота над ветряными мельницами.

12:30 

Блондинги. Экономика роскоши

Разбойник:
- Стой, горбун! Откуда идешь?
Горбун:
- Из дворца, Ваша Милость!
- Ишь ты... И что ты там делал?
- В картишки резался, Ваша Милость!
- Ну и как? Проиграл, конечно?
- Отчего же проиграл? Выиграл, Ваша Милость!
- А велик ли навар?
- Да как сказать... две дюжины.
- Две дюжины золотых? Неплохо. Давай их сюда!
- Да кто ж со мной, этаким, на деньги играть станет? Две дюжины пуговиц, Ваша Милость. Две дюжины простых, да пять особых - с искоркой!
- А, чтоб тебе... проваливай, горбун, пока цел!
------------------------------------------------------------------------
Секретарь:
- Получен заказ от Его Величества.
Казначей:
- Что на этот раз?
- Пуговицы, Ваше превосходительство!
- Опять?
- Так точно. В час вечерних увеселений утеряно Их Королевскими Высочествами с собственных Их Высочеств парадных костюмов две дюжины пуговиц червоного золота с гербом правящего дома. Равным образом Его Величеством утеряны пять пуговиц червоного золота, инкрустированных бриллиантами. Обнаружить пропажу не удалось, слуги за нерадивость пороты, пуговицы приказано незамедлительно восстановить и на потребные к тому места должным образом приспособить.
- Слуги у него, понимаешь ли, пороты... У него слуги пороты, а казне опять расход! И ведь голову дам на отсечение, не теряли они тех пуговиц, как думаешь?
- Так точно, Ваше Превосходительство, не теряли! Я уж в прошлый раз портным настрого наказал - пришили так, что зубами не отгрызть! Вот вы как хотите, а по мне так они их сами срезали. Срезали и не иначе как в карты продули.
- Тссс... Тише ты, не ровен час донесет кто! В общем, делать нечего... держи кошель с золотом, ступай к Ювелиру. Да скажи, пускай поторопится, нынче вечером иноземных послов принимать надобно - без полного парада никак...
------------------------------------------------------------------------
Секретарь:
- Ювелир! Эй, Ювелир! Ты там оглох, что ли? Отпирай свою лавку, черт горбатый!
Горбун:
- Бегу, бегу, ваша Милость! Задремал я, уж простите старика... Что стряслось-то?
- Заказ срочный, из дворца. До вечера успеть надо!
- А что, и успеем, поди-ка не впервой. Ну-ка, что тут у вас? Опять пуговицы? Так... это, выходит, две дюжины простых, да пять особых, с искоркой. Ну, это успеем. Успеем, Ваша Милость, не извольте сомневаться!

@темы: Времена Блондингов

12:51 

Трава для курения

Испания. 1489 год. Вялотекущие внутренние дрязги, вялотекущая война с последними арабами, сравнительно тихая до поры Инквизиция, самое главное - денег нет. Христофор Колумб, затравленный кредиторами и семейными неурядицами, мотается из Испании в Португалию и обратно в надежде добиться-таки поддержки и финансирования для своего трансатлантического прожекта. Надежды на это все меньше, а долгов все больше, и Колумб уже весьма-таки основательно подумывает на предмет податься куда-нибудь еще - ко двору короля Франции. к примеру...
И вот представим себе, что однажды, промозглой (и вообще весьма холодной по итальянским меркам) осенней ночью в каком-нибудь придорожном трактире этот самый Колумб мрачно надирается в компании проезжего кабальеро. Кабальеро мало пьет, но охотно подливает, а Колумб зло щурится на пламя камина и цедит сквозь зубы усталые и злые слова о тупости и мелочности вельмож, что не способны видеть дальше собственного кошелька, и о европейских монархах, которых хлебом не корми - дай проморгать подлинное величие...
Проезжий кабальеро оказывается, само собой... нет, не официалом инквизиции, а доном Педро Банигасом. То есть вассалом кастильской короны... но и патриархом рода венегов. А значит, приближенным Абу ибн Абдаллаха Мухаммада XI (а то ли XII, а то ли XV - по разному счету), более известного читателям исторических и не совсем исторических романов под именем Боабдиль.
И этот самый дон Педро дает Колумбу весьма неожиданный, на первый взгляд, совет.
На Пиренеях ЕСТЬ монарх, которому некуда девать деньги.
На Пиренеях есть монарх, который мечтает о великих свершениях.
На Пиренеях есть монарх, которому настолько некуда деваться, что он поддержит и самый безумный прожект - если увидит в оном надежду для себя и своего народа.
И Колумб. которому в этот момент тоже некуда деваться, приносит свой план ко двору последнего из мусульманских правителей Андалусии.
Маврам не интересен морской путь в Индию, они его и так знают. А еще знают, что в Индии, как и в Африке, никто их особенно не ждет. а испанская земля уже основательно шает под ногами. При этом у мавров богатая культура мореплавания, в том числе в открытом море, в то время как христиане в этот период предпочитают каботаж. Кстати, под боком Малага - один из традиционных центров арабского кораблестроения. Арабские географы давно полагают Землю круглой и догадываются о неких землях, лежащих МЕЖДУ Европой и Азией, по ту сторону Атлантики.
И еще одно. Арабам и традиция, и вера предписывает воевать и кочевать. Испанские мавры засиделись на месте, обросли землей и дворцами, они и не думают о другой жизни - но могут вспомнить о ней. если на эту мысль наведет их такой харизматик, как Колумб. А ведь наведет...
1) Колумб уходит в плавание под флагом с тремя гранатами. И возвращается с вестью о новой земле.
2) Мавры снимаются с места и уходят - всем народом. "Отдайте христианам свое золото, отдайте дома и одежды и возьмите взамен дерево".
3) Новый джихад. Мусульмане и индейцы-язычники. Кстати, вряд ли стоит ожидать геноцида. Но взаимодействие будет выстраиваться ой как нестандартно... Боабдиль, который ну никак не годился на роль хитрого политика, пожалуй. вполне подойдет на роль благородного завоевателя. И как там, за океаном, сложится история Сегри и Абенсеррахов? Вероятнее всего -
4) Раскол среди мусульман: одни будут строить Новый Аль-Андалус, другие предпочтут вечное кочевье. Корабли - верблюды морей: новый расцвет арабской поэзии.
5) Реакция Испании... а скорее всего, вполне благожелательная. ну их нафиг. этих арабов, раз сами уходят - хлопот меньше. еще и спасибо скажут Колумбу с доном Педро. Интересно, что в ЭТОМ случае станет с теми из мавров, кто предпочтет остаться.
6) Весьма сложные отношения упертого христианина Колумба с его новым мусульманским окружением. Еще одна культурно-религиозная коллизия: как пить дать, евреи гранадские тоже захотят уйти. Уж во всяком случае, не захотят остаться. А у арабов на волне переселенчества можно ожидать вспышки фундаментализма. Да и у Колумба лишний повод покосоротиться.
7) Последствия для Испании (кстати, вполне возможно - очень неплохое развитие экономики, без дешевого-то золота... гегемония в Европе и все такое). Последствия для протестантизма (а он вообще будет?). Последствия для старо-исламского мира: когда Испания возьмет Европу к ногтю - дело определенно кончится новым крестовым походом, не исключено, вполне успешным. И новое Войско Запада в качестве последней надежды ислама.

16:43 

Космо-гония

Господь сотворил мир, установил посередине высокую гору и уселся на самом верху – наблюдать за житьем-бытьем человеков.
Не прошло и тысячи лет, как на подступах к вершине объявилась бодрая команда мистиков с костяными крючьями и каменными альпенштоками.
Творец ухватился за голову и объявил аврал. Наспех расширенную Землю срочно залили по краям неприспособленным для человеческой жизни океаном, что и было впоследствии истолковано как всемирный потоп. Ударная бригада ангелов перетащила резиденцию за спасительную глубь, на самый Край света, после чего все вздохнули с облегчением и занялись настройкой оптики в новом наблюдательном центре.
Не прошло и тысячи лет, как в какой-нибудь паре сотен кабельтовых от Нового Рая обнаружилась плетеная из тростника посудина со зверской мордой в носовой части и грузом стеклянных бус и благовоний.
Творец наслал на округу ночь и бурю, а группа креативщиков Небесной Канцелярии наспех сочинила принципы гравитации. Экипаж посудины, отмахавшись от шторма, списал изогнувшуюся линию горизонта на последствия вчерашнего и продолжил богоискательство, в результате чего совершил первое в истории кругосветное путешествие. Небеса, отодвинувшиеся за границу кучевых облаков, ехидно благословляли мореплавателей СВЫШЕ.
Первые монгольфьеры особых проблем не вызвали, а дирижабли и прочее летающее железо всего лишь заставили реализовать на практике теорию навигации в безвоздушном пространстве. Однако на сей раз Господь заявил, что еще одного аврального переноса резиденции Он не потерпит, и потребовал заранее найти радикальное решение, которое раз и навсегда сделало бы Небеса принципиально недосягаемыми. Ангелы закручинились было, однако тут выручили сами люди – у них как нельзя кстати появился Эйнштейн со своими сомнительными, но эффектными расчетами, и его теорию успели аккуратненько внедрить за пару лет до полета первого спутника. Планомерный переезд в систему Бетельгейзе проистекал в медитативной и комфортабельной обстановке – даже несмотря на то, что за прошедшие века Канцелярия успела обрасти мебелью, антиквариатом, праведниками и прочим малодвижимым имуществом. Наконец-то миропорядок был неколебим, а Творец непостижим…
Недавно в новостях промелькнуло сообщение о том, что в США создана теоретическая модель двигателя, позволяющего преодолевать световой барьер, а заодно и обходить релятивистские фокусы со временем.

07:13 

Железноводский национальный эпос:

Шансон-де-Жесть.

09:03 

Блондинги. Эбби роад.

- Следующий! - буркнул Аббат.
Следующий посетитель, вопреки ожиданиям, не стал почтительно открывать дверь, а самочинно выглянул откуда-то из-за спины Аббата.
- Я на минуточку, Ваша Милость!
- Преподобие, - машинально поправил Аббат, оторвал глаза от желтых листов пергамента, моргнул пару раз и уставился на незнакомца. - Кстати, сын мой, ты вошел в мой кабинет, не постучавшись. И садиться (Аббат достал из кармана платок и промокнул глаза)... Да, так вот, садиться я тебе также разрешения не давал.
- Ну, Ваше Преподобие, так ли уж важны эти мелочи? - заявил посетитель, нахально раскидываясь на диване.
- Важны, - голос Аббата не допускал ни тени сомнения. - Иначе никакого порядка не будет, вам только волю дай... Между прочим, сын мой, а кто ты вообще такой? Тебя включили в список на сегодня? Ко мне на прием просто так не ходят, знаешь ли, у меня эти самые минуточки на полгода вперед расписаны! - хозяин кабинета любовно покосился на тонкой работы водяные часы, булькавшие между окном и кадкой с фикусом.
- Пустое! - нахальный гость определенно не желал проникнуться мерой ответственности момента. - Уверен, Ваше Преподобие, Вам достаточно ознакомиться с нашими предложениями - и Вы сами поймете, что в ТАКИХ случаях мелочами просто-таки необходимо пренебрегать. Да вот хотя бы...
На столе, прямо посреди пергаментов, появились здоровенный кошель, через неплотные завязки которого тускло блестели полновесные золотые, запыленная бутылка с чем-то густо-рубиновым полуторастолетней выдержки и кардинальская шапочка. Запахло благовониями, откуда-то послышались приветственные возгласы и призывное щебетание невинных дев.
- И все это - за сущие пустяки! - продолжал давить незнакомец, который снова оказался где-то за левым плечом Аббата и теперь нахально подсовывал на стол длинный свиток - очевидно, с контрактом. - Достаточно подписать здесь... и вот здесь, все остальное мы берем...
- Сын мой, - голос Аббата сделался ласков, а взор участлив, - я понимаю, ты молод (тут Бес, собиравшийся встрять с возражениями, поперхнулся на полуслове), как это говорят... да, напорист и агрессивен, это естественно, тебя, надо полагать, этому долго учили на каких-нибудь этаких бизнес-курсах... со временем, с опытом ты узнаешь, что и самые выгодные предложения (Аббат небрежно свернул свиток договора и помахал им в воздухе) должны приходить вовремя... и в должном порядке, особенно когда ты имеешь дело с людьми серьезными. Обстоятельность, только обстоятельность, а все эти спецэффекты, красочные презентации – они хороши разве что для юных монашков. Я, впрочем (Аббат улыбнулся), не сторонник излишней суровости в работе с новичками: в конце концов, ошибки сегодня - это как раз и есть опыт завтра. Так что я, пожалуй, передам твое... сочинение для изучения брату-законнику и брату-эконому. Мы подробно рассмотрим все пункты документа, и, возможно, сочтем условия достойными внимания, внесем определенные поправки, разумеется... В любом случае... (Аббат властно поднял руку, останавливая очередную порцию рвущихся с гостева языка возражений) Повторяю, в любом случае тебя внесут в список посетителей, и мы сможем продолжить... хм... пятнадцатого я на заседании Строительного комитета, семнадцатого принимаю представителя Курии, опять же службы, исповеди, квартальный отчет по еретикам... да, пожалуй, ровно через две недели мы сможем вернуться к этому разговору. Точное время уточнишь у секретаря и будь любезен явиться вовремя - вряд ли я смогу уделить тебе более четверти часа. А на сегодня прием окончен, сын мой. Следующий!

@темы: Времена Блондингов

06:06 

Пора, Иванов, привыкать к новым фамилиям!

Давно уже меня гнетет сие. Разница между мировосприятием романтиков и символистов. Ведь, кажется, почти одно и то же, в обоих случаях в основе - платонова пещера, культ творческой индивидуальности, искусство как мера всех вещей... похожи, в общем. Содержательно.
Пробуем развести.
Романтики верят в наличествующую и постижимую объективную истину. Истина запредельна, но лежит в основе всякой реальности, при том, что любая реальность (в т.ч. эстетическая) является лишь неполным и несовершенным отражением оной. В этом смысле искусство ближе других к Истине не столько потому, что акт эстетического восприятия эту самую истину проницает (во-первых, проницает ее не только он, а во-вторых, к произведению-искусства-как-таковому это проницание имеет вполне косвенное отношение - произведение, по сути, есть ПОВОД, оно не самоценно), сколько потому, что оно неизбежно и катастрофически несовершенно - это трагедия всякого художника, но это и его спасение от оков повседневности, поскольку он не может не ощущать это самое (собственное!) несовершенство - и не стремиться за его пределы, к Истине. Искусство - это вечное движение, погоня за собственной тенью, а не застывшее совершенство форм (поэтому классицизм - не искусство). Отсюда недоверие к изобразительному искусству, особенно к скульптуре, отсюда культ музыки и лирики, отсюда культ фрагмента, отсюда преклонение перед романом... и отсюда же неспособность ДОПИСАТЬ действительно стоящий роман.
Символисты внешне возвращаются к этой же системе оценок. Однако если романтики на деле признавали ВСЕ формы бытия, выделяя эстетику лишь как сферу наибольшей очевидности истины (и то, по распространенному мнению, уступавшую детскому взгляду на мир), то у символистов общемодернистское отвращение от повседневной, профанной реальности обернулось тезисом о самоценности и самодостаточности эстетики. Символ с его неисчерпаемостью есть не намек на Истину, но мистически полное и ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ бытование оной. Из трансцендентной запредельности истина смещается в сферу эстетического и перестает, тем самым, быть истиной объективной. При этом потребность в вечном поиске исчезает - символист творит СТАДИЯМИ, его путь - не непрерывное восхождение по склону, а скачкообразная смена террас: в каждом конкретном случае он уверен, что истина им ДОСТИГНУТА и совершенным образом воплощена в его творчестве. Для романтика техническая сфера искусства - трагедия, препятствие между восприятием и воплощением. Для символиста - повод замедлить шаг на пути к этому самому Воплощению, которое символист полагает возможным и необходимым. Эксперимент с формой для романтика возможен, желателен, интересен, для символиста - концептуально важен. Техническая сторона творчества - не Учение на пути к Служению, но само это Служение, и цель Служения - не открыть посвященным доступ к Истине, но СОЗДАТЬ эту самую Истину, предоставив ей совершенное, безупречное и окончательное бытие. Для романтика ценен план содержания, для символиста - план выражения.
Символизм с самого начала претендовал на то, что он - последнее и истинное искусство, он же истинная мистерия, наука, религия и философия. Романтики были умнее: они о таком единении всего лишь мечтали.
Романтик в творческом поиске совершенствует себя, чтобы стать достойным открытой ему Истины (иногда ожидая, что и мир усовершенствуется "за компанию"). Символист ищет способа усовершенствовать мир - для того, чтобы мир стал достойным его, символистова, душевных высот и красот.
В каждый конкретный момент своего творческого пути символист (как и большинство модернистов) либо напрямую самодоволен, либо тяготеет к самодовольству.

09:31 

Пустая запись

Предназначена для поддержания дайра на плаву.

22:59 

Блондинги. Плоды Просвещения

– Сбруя поистерлась, – сказал Тамплиер. – Поправить надо.
– Поправить можно, отчего ж не поправить! – ответил Шорник, лениво потягиваясь спросонок. Зыркнул на грязно-серую мантию с бывшим алым крестом и подозрительно поинтересовался:
– А ты, мил человек, не в обиду будь сказано, из каких будешь?
– Тамплиер я, – ответил Тамплиер.
– Чур меня! – подскочил с завалинки Шорник. – Сгинь. Не бывает тебя!
– То есть как не бывает? Вот же я!
– Не бывает! – отрезал Шорник. – Тамплиеров не бывает и масонов. И ангелов. И демонов. И прочей нечисти. Не бывает вас – и все тут. О прошлом лете выступал у нас в Мэрии один профессор – так он нам и разобъяснил.
– Да какого черта! – начал заводиться Тамплиер. – Плевать мне на твоих масонов и на твоего профессора! Я – есть, вот он я, и ты – со МНОЙ – сейчас разговариваешь.
– А ничего подобного, – пояснил Шорник. – То есть ничего это не значит. Нет тебя. Просто ты мне кажешься, вот и все.
– Кажусь??
– Кажешься. А когда КАЖУТСЯ, – назидательно поднял руку Шорник,– креститься надо.
И небрежно перекрестился.
– Ну и как? – вкрадчиво поинтересовался Тамплиер. – Помогло?
– Нет, – буркнул Шорник. – Не помогло. Все равно кажешься.
– Так, может, я просто есть?
– Не морочь мне голову. Нет тебя.
– А то, может, средство твое не действует?
– Действует! – убежденно заявил Шорник и посветлел ликом. – Еще как действует. Давеча вот так же Демон приходил, казался – на него очень даже подействовало. И на тебя подействует. Это просто я крестился плохо. Неправильно.
Шорник принялся размашисто креститься, недобро поглядывая на Тамплиера. Минут через десять Тамплиер тряхнул пару раз в руках драные ремешки, плюнул и двинулся вниз по улице.
– Ну вот, – удовлетворенно заметил Шорник, не переставая креститься.– Подействовало!

(соавт. Goton)

@темы: Времена Блондингов

Речи Рёгина

главная